Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Царская эвакуация. К Дню Рождения Императора Николая II.

           Начало строительства корпусов эвакуированного из Риги  завода "Фельзер и К°". Нижний Новгород , 1915 год .




***
Завод вошёл в число 170 крупных промышленных предприятий и электростанций которые подлежали эвакуации
летом 1915 года из западных районов Российской Империи, которые находились под угрозой
германской оккупации. Кроме централизованной эвакуации, частные компании и отдельные граждане
империи вывезли на восток более  одной тысячи более мелких заводов и мастерских.
Исходя из пропорции насколько меньшую территорию смогла Германия захватить у Российской империи в 1915-м
году по сравнению с тем что Германия смогла захватить у СССР в 1941 году эвакуация 1915-го года соизмерима с
эвакуацией 1941 года.

ПАО "РУМО"  -- российский производитель судовых двигателей внутреннего сгорания, газомотокомпрессоров, насосов, котлоагрегатов и холодильного оборудования.
1874 -- основание предприятия в Риге как АО "Фельзер и К°".
1903-1905 -- приобретение лицензии у фирмы MAN, выпуск первого дизеля.
1914 -- 40 % выпуска продукции составлял дизельный сектор. Дизелями с маркой "Фельзер" оснащались промышленные предприятия, электростанции, суда речного и морского флота.
1915 -- эвакуация завода в крупный промышленный центр России -- Нижний Новгород.
Высочайший приказ об эвакуации завода "Фельзер и Ко" в Нижний Новгород в числе других 170 промышленных предприятий вышел в июне 1915 года, так как военные действия Первой Мировой войны приближались к Риге. В августе семь эшелонов с оборудованием и 50 вагонов с персоналом, всего около 700 человек, были отправлены из Риги по железной дороге.
17 октября 1915 года состоялась официальная закладка завода в Нижнем Новгороде, на что правительством было выделено 663 тыс. рублей безвозвратного пособия и 2 847 тыс. рублей ссуды на 15 лет. Заказы военного ведомства достигли 1,8 млн. рублей, что втрое превышало довоенные показатели.
В феврале 1916 года завод выпустил первую оборонную продукцию, запустив производство за рекордный срок.
В мае была пущена первая очередь завода. Завод, как и в довоенное время, выпускал только первоклассные изделия, отвечающие всем требованиям науки и машиностроения.
Продукцию этого времени составляли:
двигатели Дизеля судового типа, мощностью до 1500 сил; спец.двигатели для подводных лодок; двигатели Дизеля стационарного типа мощностью от 25 до 1000 сил;
металлообрабатывающие станки средних и больших размеров;
паровые машины, горизонтальные, вертикальные, водонапорные насосы для водонапорных станций, вообще оборудование городских водонапорных станций с паровыми или дизельными насосами;
парогидравлические и гидравлические ковочные и штамповочные прессы;
маслобойные машины;
железные баки, паровые котлы всех систем;
пароперегреватели;
экономайзеры;
чугунные отливки.
Однако после октябрьской революции 1917 года производство было остановлено. Положение усугубил отъезд более 300 квалифицированных работников в Ригу после заключения мирного договора с Латвией в 1920 году.
4 ноября 1922 -- переименование завода в "Двигатель революции".
В 1925 году завод выпустил первый советский дизель мощностью 400 л.с.
1926 -- выпуск первого отечественного стационарного бескомпрессорного дизеля БК-38, превосходящего по простоте в эксплуатации, надежности, весу и минимальному расходу цветных металлов лучшие зарубежные аналоги. Его главным конструктором был рижанин Отто Николаевич Штеблер. На заводе трудились и другие выходцы из Риги: династия рабочих Финарти, Я.Я. Лоруп, Г.Ф.Аутруп, Г.Ф.Гейнсон, Я.М.Тауринь, Р.П.Зарин, Р.А.Штромберг, К.К.Лац, Ф.Ф.Аншон, Я.Я.Рублис, М.М.Грубе, Я.Я. Виндедз, К.И.Клуцис. и многие другие.
Дизельный мотор БК-38 выпускался в одно-, двух-, трех-, и четырехцилиндровом исполнении, развивая при 300 оборотах в минуту мощность от 35 до 140 л.с. Такие дизели устанавливались в 1941 году на подземных электростанциях башенных батарей Моонзундских островов.
1935 -- освоение судового реверсивного дизеля, которые устанавливались на советских подводных лодках серии "Щ" и "С", выпускавшихся .на горьковском заводе "Красное Сормово".
1938 -- выполнение первого экспортного заказа на двигатели для турецкой электростанции.
1939-1940 -- создание газогенераторного двигателя и газовых двигателей, работающих на природном газе.
1941-1945 -- выпуск оборонной продукции.
1942 -- награждение завода орденом Трудового Красного Знамени.
1946-1963 -- освоение производства газомотокомпрессоров, создание нового ряда дизелей и газовых двигателей.
1964 -- награждение завода Дипломом первой степени Комитета ВДНХ.
1974 -- присвоение стационарному дизелю Г66 (6ЧН 36/45) государственного "Знака качества".
1979 -- присвоение газомотокомпрессору 10ГКНА государственного "Знака качества".
1993 -- преобразование в ОАО "РУМО" в рамках государственной программы приватизации. ОАО "РУМО" -- правопреемник государственного дизельного завода «Двигатель Революции» в отношении всех прав и обязанностей преобразованного предприятия.
1998 -- разработка ряда дизелей нового поколения размерностью ЧН22/28, предназначенных как для использования в качестве промышленных дизелей для привода различных механизмов, так и в качестве главного судового дизеля и для привода генератора на судах речного и морского флота, а также кораблях ВМФ
1998  -- начата разработка новых перспективных приводных газовых поршневых компрессоров типа ПК-12, ПК-32 начало производства водогрейных котлов
2001 -- котлы серии УТМ, получили "Знак качества" Госстроя России и внесены в список "100 лучших товаров России"
2004 -- начало серийной поставки судовых дизель-редукторных агрегатов с дизелями ряда ЧН22/28 — новых типов двигателей, отвечающих современным требованиям.
2005 -- начало серийной поставки автономных автоматизированных газовых котельных в контейнерном исполнении на базе котлов серии УТМ
2006 -- начало серийной поставки дизель-электрических агрегатов с дизелями ЧН22/28
2007 -- поставка первых дизель-электрических агрегатов, работающих на биотопливе в Италию
2007 -- начало серийной поставки газопоршневых электроагрегатов 8ДГ22Г1
2007 -- поставка первого газоперекачивающего агрегата 4РМП
2007 -- золотая и серебряная медали 35-го Международного конкурса инноваций и инвестиций в Женеве за котлы ОАО "РУМО"
2008 -- пуск в эксплуатацию первых электростанций с дизельными и газовыми электроагрегатами с двигателями ряда ЧН22/28
2008 -- первая конференция представителей ОАО "РУМО"
2009 -- создание короткоходных оппозитных поршневых компрессоров полной заводской готовности для нужд нефтяной и газовой промышленности
2009 -- поставка партии газомотокомпрессоров МКС12 для нужд газовой промышленности Республики Азербайджан
2009 -- участие в Международном военно-морском салоне МВМС −2009 г
ОАО "РУМО" является одним из десяти российских предприятий, производящих судовые двигатели.
Предприятием разработаны дизели нового поколения ЧН22/28, предназначенные как для использования в качестве промышленных дизелей для привода различных механизмов, так и в качестве главного судового дизеля и для привода генератора на судах речного и морского флота, а также кораблях ВМФ.
Также ОАО "РУМО" в настоящее время -- единственный двигателестроительный завод, осваивающий производство лицензионного двигателя 6 и 8 ЧН 32/40 фирмы MAN.
Освоив в 2004 году выпуск дизелей ЧН 22/28, завод начал изготовление многотопливных энергоблоков на их базе. Топливом для этих агрегатов являются различные газы -- низкокалорийный, шахтный, попутный, биогаз.
Завод также выпускает:
насосы высокого давления НБ-125, используемые при бурении нефтяных и газовых скважин, для перекачивания нефти и других высоковязких жидкостей, для перекачивания высокоабразивных жидкостей, например, бетона;
автономные автоматизированные газовые котельные в контейнерном исполнении;
дизель-электрические агрегаты.
Tags: Великая Война, Индустриализация, Николай II, Промышленность, Россия, Россия сегодня, Технологии, Эвакуация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment