Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Кировский завод (VI) ИСТРОИЯ

Более чем 215-летняя история Кировского завода отражает развитие российской промышленности и самого государства. С момента своего основания предприятие являлось активным участником ключевых событий в истории России.

Мастерство, профессионализм и высочайший авторитет коллектива компании определяли тот факт, что в различные исторические периоды Кировский завод всегда был на передовой промышленного развития государства, реализуя важнейшие заказы в области сельскохозяйственного и строительного машиностроения, энергомашиностроения и военной промышленности.

Условно историю завода принято разделять на три основных периода:


  • дореволюционный;

  • советский;

  • новый.


ПУТИЛОВСКИЙ ЗАВОД

с 1868 до 1922 года - Путиловский завод

Кировский завод (с 1868 до 1922 года - «Путиловский завод», с 1922 по 1934 год - «Красный путиловец») был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов. С 1812 года завод начал развивать машиностроительное направление, приступив к изготовлению паровых машин. Одновременно было освоено художественно-литейное производство, завод участвовал в создании архитектурных ансамблей и монументально-скульптурных памятников Петербурга и его пригородов.
В ноябре 1824 года Санкт-Петербургский литейный завод был практически разрушен в результате наводнения. Четыре последующих десятилетия стали для предприятия периодом борьбы за выживание.

В 1868 году завод был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым (1820-1880 гг.), который за 12 лет превратил металлургическое предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. В кратчайшие сроки завод стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, освоил выплавку качественных сталей, производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев, инструментов, крупногабаритных металлоконструкций, других видов промышленной продукции, многие из которых выпускались по собственной технологии. Одновременно развивалась социальная инфраструктура предприятия: была открыта больница, столовая, библиотека, разбит парк и построен театр, создана эффективная система профессионального обучения. Именно при Н. И. Путилове были заложены основы многоотраслевого производства, традиции «фирменного» профессионального мастерства и создания уникальных инновационных технологий.

С тех пор многими поколениями путиловцев-кировцев были изготовлены тысячи наименований техники и промышленного оборудования, которые опережали свое время, не имели мировых аналогов. Многие образцы давали путевку в жизнь целым направлениям развития техники. Так, Кировский завод является одним из первопроходцев (с 1913 года) в зарождении и становлении отечественного турбоэнергомашиностроения, родоначальником сельскохозяйственного (с 1924 г.) и по сегодняшний день - флагманом отечественного тракторостроения в сегменте мощных тракторов. Завод первым в мире организовал серийное производство тяжелых танков (с 1939 г.) и создал первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1976 г.). Эта традиция продолжается и в новейшей истории Кировского завода.

Созданное Н. И. Путиловым в 1873 году акционерное «Общество Путиловских заводов» в течение последующих сорока с лишним лет вполне доказало свою жизнеспособность. К началу Первой мировой войны завод стал важнейшим центром отечественного машиностроения, вышел на ведущие позиции в России и Европе в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения, судостроении, турбостроении.

Путиловцы были передовым отрядом рабочего движения в стране. Они играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны сражались свыше 10 тысяч бойцов-путиловцев, было сформировано 25 боевых воинских единиц - отрядов, полков, батальонов, дивизионов. В период коллективизации тысячи рабочих завода отправились в село для создания колхозов.



СОВЕТСКИЕ ГОДЫ

В 1920-е годы, в тяжелейших условиях разрухи, на заводе было изготовлено оборудование для Волховской ГЭС, организовано производство тракторов «Фордзон-путиловец» (всего до Великой Отечественной войны завод изготовил около 200 тыс. тракторов). Позднее был освоен выпуск мощных паровых турбин, портальных кранов, проходческих щитов для строительства метрополитена, подъемных сооружений для плотин и шлюзов канала Москва - Волга, двигателей для зерноуборочных комбайнов, средних танков Т-28, другой продукции военного и гражданского назначения.

Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тыс. человек вместе с членами семей были эвакуированы на Урал, где на челябинском Кировском заводе (известном как Танкоград) было развернуто массовое производство «танков Победы» - тяжелых танков серий КВ и ИС, а также самоходных артиллерийских установок (САУ) на их базе. Всего с конца 1939 года по май 1945-го в войска поступило более 19 тыс. различных типов тяжелых танков и САУ производства Кировского завода (около 20% общей численности бронетанковой техники, выпущенной танковой промышленностью страны).

Особой страницей в трудовую и военную летописи предприятия вписана блокада. В осажденном Ленинграде, в 4 километрах от передовой, Кировский завод был одним из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4 700 снарядов и 770 бомб. 2,5 тыс. заводчан умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. Несмотря на это, ни на день не прекращался выпуск продукции для фронта. На Кировском заводе зарождалось народное ополчение Ленинграда: из рабочих завода был сформирован 1-й стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения. В годы войны на фронтах сражались тысячи кировцев.

В послевоенные годы основными направлениями деятельности Кировского завода становятся массовое производство военной техники, тракторов «Кировец» (с 1962 года), атомное и энергомашиностроение. За прошедшие годы выпущено около 470 тыс. тракторов, 12 тыс. из них поставлены на экспорт в 14 стран мира. Около 40 тыс. «Кировцев» различных модификаций и сейчас работают на полях планеты. Кировские турбозубчатые силовые агрегаты в качестве основного энергетического оборудования установлены на более 80% атомных подводных лодок всех поколений, на всех ныне существующих в мире 9 атомных ледоколах, на многих надводных кораблях большого водоизмещения ВМФ и судах коммерческого флота. Продукция завода обеспечивает работу 50% энергоблоков всех российских и 13 зарубежных атомных электростанций, в том числе 100% современных реакторов ВВР-440.



НОВАЯ ЭПОХА

В 1992 году Кировский завод одним из первых государственных российских промышленных предприятий был преобразован в акционерное общество. В годы перестройки, в тяжелых социально-экономических условиях, на предприятии были проведены конверсия оборонного комплекса и реструктуризация финансово-хозяйственной деятельности, сыгравшие основополагающую роль в переходе к рыночным отношениям. Производство было переориентировано на выпуск новой конкурентоспособной техники, пользующейся спросом на рынке.

На базе промышленных тракторов К-702 и К-703 впервые в стране создана линейка специальных машин для дорожного строительства, нефтяной и газовой отраслей. Освоен выпуск бронированных автомобилей «Онега» и «Ладога», кормоуборочных комбайнов «Марал», быстроходных траншейных машин «Тундра», колесно-гусеничных шасси, самоходных гусеничных кранов и др. В 2000 году начат выпуск модельного ряда К-744Р - основного на сегодня серийного трактора Кировского завода сельскохозяйственного назначения. Наряду с легендарными «семисотыми» они в настоящее время составляют основу парка тяжелых пахотных тракторов большинства российских агрохозяйств, выполняют до 40% основных сельхозработ и обеспечивают круглогодичное решение многих транспортных проблем на селе.


Tags: История, Кировский завод, Промышленность, Россия сегодня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments