Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Морские соколы Николая II

В период с 1913 по 1917 год, всего за 5 лет, Николай II ввел в состав Российского Императорского Флота 12 авианосцев,
оснащенных летающими лодками М-5 и М-9 также отечественного производства.


Но это всё суда, носители летающих лодок. Использование их вносило свою специфику.
А теперь вишенка на торте.
В Морском министерстве Российской Империи, которым руководил в то время видный государственный деятель Иван Константинович Григорович, не собирались  ограничиваться судами носителями гидроавиации. Под его руководством был разработан проект судна-носителя уже палубной авиации.
В конце 1916-го года он представил этот проект последнему российскому императору Николаю II. Проект был одобрен и расширен. Император предложил переоборудовать таким образом сразу четыре судна, а так-же увеличить водоизмещение судов предназначенных для этого в два и более  раза с 5 тысяч тонн до 10-12 тысяч тонн.
На проект сразу-же было выделено финансирование, а в США был направлен специальный представитель Морского министерства для закупки необходимых для этого проекта судов.
Однако февральский переворот сорвал выполнение этого проекта, по которому первое судно должно было встать на
переоборудование, на одном из судостроительных заводов США уже
в апреле-мае 1917 го года. А принятие этих кораблей в состав флота планировали на первое послевоенное время. Николай II планировал на перспективу. Он прекрасно понимал что с "союзниками" на равных можно говорить только с позиции силы.
Вторично к этому проекту вернулись в бытность морского министра Вердеревского. Финансирование по проекту возобновили в октябре 1917-го года, однако пролетарская революция окончательно похоронила проект первого русского настоящего авианосца.
А теперь вернёмся к тому что уже было и как оно было.


Первый русский авианосец “Орлица”
***
Успешные действия первых «авианосцев» привели к тому, что в годы Первой мировой войны на Черном море под гидросамолеты были переоборудованы транспорты "Румыния", "Дакия", "Король Карл", планировались к переделке в "авиационные суда" пароходы "Саратов", "Афон" и "Иерусалим", но последовавшие революционные события вскоре практически уничтожили весь русский флот. "Император Александр III" и "Император Николай I" были уведены белыми во Францию и проданы в 1921 году, остальные черноморские "авиационные суда"  были разворованы, взорваны или затоплены.
Судьба "Орлицы" была более счастливой. 13 июля 1917 года она наскочила на подводную скалу у Нюгрунда и едва не затонула. Последовал длительный ремонт в доке. Затем – революция, «ледовый поход» из Гельсенгфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 28 июля 1918 года «Орлица» была разоружена и передана Главному управлению водного транспорта Наркомата путей сообщения.
Под новым именем «Совет» пароход выполнял грузопассажирские перевозки в составе Балтийского морского пароходства. В 1930 году "Совет" перевели на Дальний Восток, где он совершал рейсы из Владивостока в Александровск, Совгавань, Нагаево и Петропавловск, привлекался к операции по спасению челюскинцев. В июле 1938 года "Совет" участвовал в перевозке военных грузов в зону боев у озера Хасан, а в годы войны работал на каботажных линиях. На металлолом первый русский авианосец пошел лишь в 1964 году.

Впервые было показано, что ударной силой стала корабельная авиация, способная действовать по целям, недоступным для артиллерии, и мощные боевые корабли теперь становились лишь средством их боевого обеспечения. Использование российским флотом новой тактики привело к тому, что к 1917 году доставка угля из Зонгулдака морем была практически парализована.  Кроме того, русские летчики положили начало системе противолодочной обороны с воздуха, достаточно эффективной, чтобы противника не спасал даже "берег турецкий".
31 декабря 1915 года немецкие подводники получили "новогодний подарок", когда самолет с "Николая I" обнаружил в устье реки Мелен-Су севшую на мель подводную лодку UC-13. Наведенные гидропланом эсминцы "Пронзительный" и "Счастливый" расстреляли ее. А с субмариной UВ-7, "торпедировавшей" "аппарат №37" лейтенанта Р. Эссена, морские летчики "разобрались" самостоятельно, потопив ее у мыса Тарханкут 1 октября 1916 года.
С черноморскими летчиками связан и первый в истории случай … захвата вражеского судна на абордаж! 13 марта 1917 года М-9 лейтенанта М.М. Сергеева обнаружил турецкую шхуну и обстрелял ее из пулемета, заставив экипаж залечь на палубе. Гидроплан приводнился рядом. Пока штурман держал шхуну под прицелом, Сергеев взобрался на борт, и размахивая револьвером, загнал турецких мореплавателей в трюм, заперев их там. Затем гидроплан долетел до ближайшего русского миноносца, который шхуну "пленил окончательно".

"Сравнивая использование корабельной авиации русского флота с английским (ибо только в нем видны начинания в этой области), становится совершенно очевидным первенство русского флота, в котором были заложены основы боевой деятельности корабельной авиации. А действия англичан на протяжении всей Первой мировой войны не поднимались выше уровня подражания действиям русских". – Эту оценку американских военно-морских экспертов из "U.S. Naval Institute Proceedings" сейчас многие любители большевиков и товагища Ленина предпочитают   "не помнить".

PS

А первым настоящим, классическим авианосцем на который самолеты производили взлет и посадку, а ангар находился под палубой,
стал английский "Аргус". Первый старт и посадка на него самолета были произведены 1 октября 1918 г.

***


Первый классический авианосец "Аргус".





Tags: Великая Война, История, Корабли, Николай II, Россия, Самолёты, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment