Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Экспортные достижения машиностроения России в 2018 г.

Экспорт России продукции машиностроения в 2018 г. составил 33,4 млрд долл., показав рост на 1% или 0,33 млрд долл. Это стало новым историческим максимумом для отрасли (прежний рекорд 2013 г. — 33,3 млрд долл.), при этом после уточнения данных показатель, скорее всего, увеличится на 0,1-0,2 млрд долл. (за счёт более полного учёта торговли с ЕАЭС). Правда, заметно снизились поставки в дальнее зарубежье, составившие 23,2 млрд долл. против 24,2 млрд год назад — однако это является вторым результатом в истории, а главной причиной снижения стало уменьшение продаж б/у судов и реэкспорта автомобилей. Подчеркнём, что на дальнее зарубежье в 2018 г. пришлось почти 70% российского экспорта машинно-технической продукции, в 2013 г. этот показатель равнялся 62%.


Автотехника и комплектующие
Экспорт автозапчастей (основная номенклатура, классифицируемая в позиции ТНВЭД 8708) в 2018 г. вырос на 7,7% до 561 млн долл. Это почти повторяет пик текущего десятилетия, зафиксированный в 2013 г. (566 млн долл.), в прежние годы более высокими были только поставки 2007-2008 гг. При этом поставки отдельных компонентов, таких как бамперы, тормоза, коробки передач, глушители и выхлопные трубы, сцепления, стали максимальными за период с середины 1990-х гг.


Экспорт автомобильных кузовов в 2018 г. вырос на 58% до 56,9 тыс. штук, а в стоимостном выражении — на 75% до 189 млн долл. Оба показателя превзошли прежний пик 2006 г. и, по всей видимости, стали рекордными в истории: экспорт легковых автомобилей в разобранном виде из СССР не превышал 20 тыс. штук в год, а крупные кооперационные поставки кузовов из нашей страны в те времена представить трудно (даже в рамках СЭВ). При этом пик 2006 г. связан со сборкой в Украине «Лады», а нынешний — с разномастной сборкой в Казахстане и поставками кузовов «Renault» в Алжир.

Экспорт автомобильных световых устройств в 2018 г. вырос на 60% до 51 млн долл. Это новый рекорд в новейшей истории России, превзошедший пик 2013 г., второй год подряд наблюдается бурный рост.

Экспорт автомобильных шасси с двигателем в 2018 г. вырос в 8,5 раз до 47 млн долл. (1340 штук). С 1997 г. (более ранних данных нет) поставки не превышали 10 млн долл. Причина взрывного роста — начало крупной сборки «КАМАЗов» в Узбекистане.

Экспорт прицепов в 2018 г. вырос на 29% до 10,8 тыс. штук. Это лучший результат как минимум с середины 1990-х гг. В стоимостном выражении экспорт составил 43 млн долл. — скромный показатель на фоне предшествовавших лет, т.к. по стоимости основной объём формируют разовые поставки специализированных прицепов (для атомного или военного комплексов).

Железнодорожная техника

Общий экспорт железнодорожной техники (включая специфические комплектующие) из России в 2018 г. вырос на 42% до 835 млн долл. Это четвёртый результат в российской истории, уступающий только пикам 2011-2012 гг. (тогда был ажиотажный спрос на вагоны на постсоветском пространстве и тесная кооперация с Украиной) и 2008 г. (очень дорогая сталь сделала большими стоимостные показатели при гораздо более скромных, чем сейчас, количественных). В мировом масштабе Россия поднялась на 11-е место по экспорту железнодорожной техники, немного уступая Чехии, но опережая Италию.



Экспорт грузовых вагонов в 2018 г. вырос на 17,1% до 11730 штук. Это по всей видимости превосходит лучший в истории результат 2012 г.: для того года зафиксирован некорректный показатель в 25,3 тыс. штук из-за ошибки по Казахстану (полувагоны по 2,5 тонны), по нашей оценке, фактические поставки составили 11-11,5 тыс. штук. У СССР экспорт грузовых вагонов был маленьким: так, в 1970-е — первой половине 1980-х гг. поставки самого массового их типа, полувагонов, составили на пике чуть больше 500 штук. Из общего объёма экспорта в 2018 г. полувагоны составили 5304 штук (-11%), саморазгружающиеся вагоны — 3205 штук (+22%), крытые вагоны — 917 штук (рост в 3 раза), цистерны — 885 штук (рост в 3,6 раза), прочие виды вагонов — 1419 штук (+69%).

В стоимостном выражении экспорт России грузовых вагонов в 2018 г. вырос на 38% и составил 346 млн долл., что стало третьим показателем в истории после пиков 2012 г. (693 млн долл.) и 2011 г. (507 млн долл.). Главной причиной более низких текущих стоимостных показателей является изменение товарной структуры поставок в пользу дешёвых полувагонов и общее снижение цен на вагоны на постсоветском пространстве.

По экспорту грузовых вагонов в количественном выражении Россия с 2017 г. занимает второе место в мире, опередив Китай и уступая только работающей на американский рынок Мексике. По экспорту грузовых вагонов в стоимостном выражении России на протяжении 2010-х гг. стабильно входит в пятёрку ведущих мировых экспортёров.

Экспорт моторных железнодорожных вагонов (электропоездов, метро и пр.) в 2018 г. составил 106 млн долл. (в 2017 г. поставок не было). Это третий результат в новейшей истории России, рекорд 2012 г. составляет 172 млн долл. Почти весь экспорт в 2018 г. обеспечен вагонами метро (в Венгрию и Азербайджан), тогда как, например, крупные поставки 2016 г. (91 млн долл.) были в основном представлены дизель-поездами в Сербию.
Экспорт тепловозов в 2018 г. вырос на 52% и составил 79 штук (с корректировкой ошибочного показателя по Белоруссии), что стало максимумом с 2003 г. В стоимостном выражении экспорт вырос на 73% и составил 76 млн долл., что является вторым результатом в истории, уступающим только рекорду 2011 г. (160 млн долл.), когда была совершена крупная поставка в Монголию (при этом Монголия записала свой импорт на Украину, что, с учётом принадлежности украинского «Лугансктепловоза» российскому «Трансмашхолдингу», поднимает вопрос о непосредственно российском вкладе в эту поставку).
***
Экспорт велосипедов в 2018 г. вырос на 50% и составил 98 тыс. штук, что стало лучшим показателем как минимум с 1996 г. В стоимостном выражении экспорт вырос на 23% до 8 млн долл. (тоже рекорд).

Энергетическое и электрическое оборудование

Экспорт электрических двигателей и генераторов в 2018 г. вырос на 46% до 373 млн долл. Это лучший показатель по крайней мере с середины 1990-х гг., прежний пик составлял 296 млн долл. в 2011 г.

Экспорт паровых турбин в 2018 г. вырос в 3,5 раза до 224 млн долл., что стало новым максимум для новейшей истории России. Почти половина рекорда — турбина для очередного блока АЭС «Куданкулам» Индии.

Экспорт трансформаторов в 2018 г. вырос на 68% до 110 млн долл., это лучший показатель по крайней мере с середины 1990-х гг. Основной рост дали мощные и особо мощные трансформаторы.

Экспорт осветительного оборудования (от настольных ламп до прожекторов) в 2018 г. вырос на 9,5% до 91 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, немного уступающий пикам 2011 и 2014 гг. (73 и 71 млн долл. соответственно).

Экспорт котлов центрального отопления в 2018 г. вырос на 13,5% до 35 млн долл., улучшив прошлогодний максимум для новейшей истории России. Вполне возможно, что рекорд исторический — в середине 1990-х гг. экспорт составлял в среднем всего лишь 2 млн долл. в год, и маловероятно, чтобы за 5-10 лет до этого он был в 20 раз больше.

Двигатели

Экспорт турбореактивных двигателей в 2018 г. вырос на 7,1% до 1657 млн долл. Это новый исторический максимум, превзошедший прежний пик 2013 г. (1603 млн долл.). При этом в количественном выражении повторён рекорд прошлого года — 447 штук. Кроме того, 307 млн долл. составил экспорт частей турбореактивных и турбовинтовых двигателей, что тоже стало новым историческим максимумом, существенно превзошедшим прежнее достижение 2010 г. (288 млн долл.). Россия входит в десятку ведущих мировых экспортёров турбореактивных двигателей.

Экспорт реактивных двигателей в 2018 г. немного снизился по сравнению с рекордным показателем предыдущего года, составив 288 млн долл. (-1,4%). При этом рубеж 200 млн долл. был впервые преодолен только в 2015 г. Россия — крупнейший в мире экспортёр реактивных двигателей.

Экспорт бензиновых двигателей в 2018 г. вырос в 5,2 раза до 96 млн долл., это лучший показатель по крайней мере с середины 1990-х гг. Благодаря калужскому заводу «Volkswagen» появились существенные поставки в Испанию (стала главным рынком сбыта), Чехию и Польшу.

Экспорт электрооборудования для двигателей внутреннего сгорания в 2018 г. вырос на 7,5% до 70 млн долл. Это третий результат в новейшей истории России, прежний пик 2014 г. равнялся 88 млн долл. Главным рынком сбыта этой продукции выступает (внимание!) Германия.

Отраслевое и универсальное оборудование

Экспорт термического оборудования в 2018 г. вырос на 10% до 572 млн долл. Это новый абсолютный рекорд! Основной объём обеспечивают теплообменники (435 млн долл., свыше 75%), прежде всего по атомным контрактам. Также к термическому оборудованию отнесены промышленные водонагреватели, сушилки, стерилизаторы, аппараты для дистилляции и ректификации, градирни и т. п., а также части.

Экспорт жидкостных насосов (включая части) в 2018 г. вырос на 4,7% до 380 млн долл. Это третий результат в новейшей истории России после показателей 2008 г. (569 млн долл., очень крупная поставка в Казахстан) и 2013 г. (382 млн долл.).

Экспорт трансмиссионного оборудования в 2018 г. вырос на 38% до 222 млн долл. Это третий результат как минимум с середины 1990-х гг., немного уступающий пикам 2008 г. (227 млн долл.) и 2015 г. (224 млн долл.).

Экспорт фильтровального оборудования в 2018 г. составил 191 млн долл. (-11%), что стало третьим результатом в новейшей истории России, после пиков 2017 и 2013 гг. (215 и 211 млн долл. соответственно).

Экспорт подъёмного оборудования (от лебёдок до кранов и погрузчиков) в 2018 г. вырос на 12,5% до 182 млн долл. Это немного уступает пику текущего десятилетия (188 млн долл. в 2013 г.), более высоким в новейшей истории также был экспорт в 2007-2009 гг. Основной прирост дали самоходные подъёмные механизмы, конвейеры и элеваторы, козловые и портальные краны, башенные краны.

Экспорт холодильного оборудования (кроме бытовых холодильников) в 2018 г. вырос на 11,3% до 158 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, превзошедший прошлогодний рекорд. Наибольшую часть поставок формируют холодильные витрины (90 млн долл.), по которым четвёртый год подряд отмечается значительный прирост.

Экспорт воздушных насосов (включая части) в 2018 г. вырос на 18,1% до 150 млн долл. Это третий результат в новейшей истории России после показателей 2011 г. (256 млн долл., очень крупная поставка в Казахстан) и 2013 г. (163 млн долл.).

Экспорт кондиционеров (включая части) в 2018 г. вырос на 14,3% до 55 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России. Экспорт растёт восьмой год подряд!

Экспорт упаковочного оборудования в 2018 г. вырос в 2,1 раза до 41 млн долл. Это лучший результат с середины 1990-х гг., прежний пик — 28,1 млн долл. в 2013 г.

Техника

Экспорт частей горной и дорожно-строительной техники в 2018 г. вырос на 52% до 201 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России. Локомотивом роста стали кооперационные поставки частей экскаваторов в европейские страны, прежде всего во Францию и Германию.

Экспорт полноповоротных экскаваторов в 2018 г. вырос на 63% до 157 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, превзошедший прежние пики 2013 и 2008 гг. (по 152 млн долл.).

Экспорт машин для обработки почвы (сеялки, сажалки, рыхлители, бороны и пр., включая части) в 2018 г. вырос на 2,9% до 60 млн долл., немного улучшив прошлогодний рекордный показатель для новейшей истории России — до того экспорт не превышал 40 млн долл.

Экспорт пневматического и электроинструмента в 2018 г. вырос на 19,5% до 63 млн долл. В новейшей истории России более высокими были только поставки 2012-2014 гг. (максимум — 77 млн долл. в 2013 г.).

По материалам сайта "Сделано у Нас"


Tags: Промышленность, Россия сегодня, Статистика, Экспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment