Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

"Сталинская индустриализация"

17 ноября 1933 года США заявили о признании СССР и восстанавливают с ним торговые отношения. Впрочем, на самом деле СССР еще раньше начал сотрудничество с американскими фирмами...



Альберт Кан (Albert Kahn; 1869, Раунен, Германия - 1942, Детройт, Мичиган, США) -- американский индустриальный архитектор.
***

Всего за 10 лет (1930-1940) американцы заново создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции.

Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён -- и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens).

Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен американской компанией Austin.

АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка -- точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана.

Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила более 500 советских предприятий!

Альберт Кан в 1928 году был приглашён в СССР для участия в индустриализации. В феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой". И ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.

Кан приехал в Москву с 25 инженерами, и в течение двух лет подготовил более 4000 специалистов, между 1929 и 1932 годами спроектировал и организовал строительство 521 объектов (по другим данным — 571) объект. Это в первую очередь тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове. Автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде. Станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде. Прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском (в 1936—2016 гг. Днепродзержинск), Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; подшипниковый завод в Москве, Волховский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие.

Проект Сталинградского тракторного завода, который с самого начала рассматривался как танковый, выполняется Albert Kahn Inc в рекордно короткие сроки -- строительные конструкции изготавливаются в США, перевозятся в СССР и монтируются в течение шести месяцев. Как следствие, следующим заказом становится проект гигантского Челябинского тракторно-танкового завода. А в феврале 1930 г. Стройобъединение ВСНХ СССР заключает новый договор, согласно которому фирма А. Кана становится главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Согласно договору, в мае 1930 г. в Москву приезжает группа примерно из сорока сотрудников А.Кана и американский образец организации проектирования принимается за основу формирования общегосударственной системы проектного дела в СССР.

В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили многомиллионной  армией полуголодных рабочих, бывших крестьян согнанных со своей земли большевиками и заключенных ГУЛАГа -- плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры.

Американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов -- то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед.

Таким образом, индустриальную  базу СССР построили капиталисты США плюс дешёвый труд советского народа.

А начиная с 1933 года, главным партнером в строительстве военно-промышленного комплекса стала для СССР… гитлеровская Германия… Заметим, что в СССР из-за "сугубой секретности" (вплоть до нынешнего XXI века) никто не слыхал и не знал ни про Кана, ни про "Госпроектстрой".

22 июня 1941 года Адольф Гитлер вторгся на территорию Советского Союза. Германия начала войну, имея три с половиной тысячи танков. У РККА было около 25 тысяч танков. За три месяца позорного бегства Красная Армия потеряла 18 тысяч танков, 22 тысячи пушек, 2-2,5 миллиона пленных. Для любой другой страны такие потери означали бы полное поражение. Но не для СССР. Размещение промышленных центров, спроектированных фирмой Кана, в глубине страны, неоценимая помощь союзников, поставки по ленд-лизу и колоссальное напряжение сил всего народа сделали конечную победу возможной.

Разумеется, все лавры индустриализации, как и победы в войне, Сталин цинично приписал себе...


Tags: Индустриализация, История, Промышленность, СССР, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment