Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Наш паровоз вперёд летит...

В Сталинско-коммунистической советской историографии 30-е годы XX века это годы
невиданной до этого в мире индустриализации.
СССР в это время сделал  за 2,5 пятилетки такой промышленный рывок какой другие народы
смогли сделать только за 100-150 лет.
И самым главным в индустриализации, других стран и народов был рост на много порядков
транспортного машиностроения. В XIX и первой трети XX веков основным видом транспорта
была железная дорога, а основной тягловой машиной были паровозы.
Те народы которые проводили индустриализацию за 100-150 лет как правило заводили у себя
не более 10-ти заводов которые строили паровозы.
А сколько паровозостроительных заводов построили во время сталинской индустриализации.





Начнём с того что у Российской Империи было 9 паровозостроительных заводов полного цикла. Это:
Луганский, Харьковский, Сормовский, Брянский, Путиловский, Невский, Мальцевский,
Коломенский, Воткинский. Были ещё несколько десятков сборочных мастерских где
паровозы собирали из комплектующих других заводов и выполняли ремонт паровозов.
Россия перед революцией была крупнейшим производителем паровозов в мире,
наравне с такими промышленными гигантами как США и Германия.
Всего в Российской паровозостроительной промышленности работал 41 завод.

Крупнейшие из которых обладали полным циклом включая металлургическое производство и располагали собственными КБ.
Мощности которых на 1906 год позволяли строить порядка 1500 новых паровозов и удовлетворяла спрос на ремонт.
К 1916-му году были выполнена большая программа реконструкции и модернизации паровозной
промышленности. Её собственное металлургическое производство было переведено на новейшие конвертерные и электрические печи.
Была проведена унификация и стандартизация производства.
Эти меры позволили нарастить мощности до более 2500 паровозов в год.

Однако Российская паровозная промышленность работала с большим недогрузом. Впрочем это-же было характерно и для других крупнейших промышленных держав.
Спрос был значительно меньше предложения и огромные мощности держали на случай войны и больших потерь паровозов.
Так в России производство паровозов по годам было следующим:

1906 - 1270
1907 -
1908 - 669
1909 - 525
1910 - 441
1911 - 433
1912 - 313
1913 - 841
1914 -  1464
1915 -  1706
1916 - более 1200

Производство товарных вагонов платформ и цистерн  по годам:
1908 - 10 622
1909 - 6 389
1910 - 9 076
1911 - 8 878
1912 - 12 033
1913 - 22 256
1914 - 45 687
1915 - 43 291
1916 -
Я думаю уместным будет вспомнить что во Франции в годы Первой Мировой Войны производство паровозов и вагонов вообще
прекратилось, а в Великобритании сократилось в несколько раз.
Кроме паровозов российская паровозостроительная промышленность выпускала и другую продукцию - это двигатели внутреннего сгорания, станки, оборудование для электро-энергетики, артиллерийские орудия, снаряды, производила спецстали для судостроения и инструментальные стали, большой ассортимент подшипников.
В годы Великой Войны на базе паровозостроительной промышленности началось быстрое формирование авиастроительной и автомобильной промышленности.
Путиловский завод был крупнейшим в России производителем тракторов. В его конструкторском бюро велись разработки танков. Именно эти работы потом послужили основой для создания линии советских тяжёлых танков которая привела к созданию таких супертанков времён Великой Отечественной Войны как КВ-1,  ИС-2 и тяжёлой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152.
А КБ Харьковского паровозостроительного  завода стало местом рождения знаменитого среднего танка Т-34
После февральского переворота производство паровозов в следствие общей дезорганизации российской экономики резко сократилось
так в 1917-м было построено 420 паровозов из них более 200 приходятся на Январь-февраль
1918- 214 паровозов
1919 - 74
1920 - 61
1921-22 - 68
Это позволяет сделать заявление о практически полном уничтожении отрасли как единого производственного комплекса.

Да, а сколько паровозостроительных заводов было построено в 30-е годы,
во время сталинской индустриализации?

Один завод.
Новочеркасский завод. Его строительство началось в 1932 году.
Первый три паровоза  покинул сборочный цех в 1936-м году, а в 1937-м завод достиг
плановых показателей в 70 машин в год.
Но это были узкоколейные паровозы типа 159 (0-4-0), а завод был всего-лишь сборочным цехом.
По сути филиалом Коломенского завода, откуда он и получал все комплектующие.
А в 1939 году завод передали Наркомату вооружений и он был перепрофилирован под производство
122-мм корпусных и 107-мм дивизионных пушек.
Не расширен под производство новой продукции, а переделан полностью. Таким образом этот завод
больше паровозов не выпускал.
И это всё.
Таким образом вся паровозостроительная промышленность которую имел СССР досталась ему от
поганого царизма и "царя  тряпки".
Да все заводы подверглись незначительной  модернизации во время восстановления после разрухи
во время Гражданской войны но и только. Страна нуждалась в огромном количестве паровозов

и как же советское правительство решало эту проблему.
Нет не так как это делало правительство Российской империи. Новых заводов не появлялось их мощности не
удвоились. Советское правительство попросту занималось скупкой устаревшей и выработавшей свой срок
техники по всему миру. Их на советских заводах восстанавливали, приклёпывали к ним советские шильдики
и рапортовали о новых достижениях.
И ещё в годы Великой Отечественной Войны СССР прекратил производство новых паровозов и вагонов.
Новая техника завозилась из-за граница в основном из США по Ленд-Лизу.
Российская империя в царский период Великой Войны построила примерно -- 3600 паровозов.





И следующий номер нашей музыкальной программы для сталенистов.
Tags: Видео, Индустриализация, История, Николай II, Паровоз, Промышленность, Россия, СССР, Сталин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment