Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Николай II и его время.

Развитие науки в России в царствование Николая II.



Царствование Николая II — это не только расцвет русской культуры и искусства, но и не в меньшей степени выдающиеся успехи русской науки и техники.




Даже после потрясений 1917 г. русская –советская наука была на высшем уровне в мире в течение всего XX в. Такой же взлет сопутствовал и отечественной технике.

Развитие наук в России до 1917 г.

В годы правления Императора Николая II российская наука располагала значительным корпусом выдающихся ученых, работавших на мировом уровне в ряде областей фундаментальной и прикладной науки. По оценке ученого-энциклопедиста академика В. И. Вернадского, русские ученые-естествоиспытатели «стали... рядом, как равные по силе со своими товарищами на Западе и за океаном».

Более того, русская наука в разработке ряда коренных проблем естествознания и техники порой опережала зарубежную науку.

Роль науки глазами ученых

В оценке роли русской науки и науки вообще у самих ее представителей сталкивались весьма полярные взгляды. Либералы и позитивисты считали науку наивысшим культурным достижением человечества и рассматривали ее как панацею от социальных недугов. Такому взгляду противостояли многие ведущие ученые, в частности В. И. Вернадский.
Не отрицая интеллектуальную мощь и просветительскую роль науки в современном обществе, он отклонял попытку объявить науку источником высшей мудрости, по сравнению с такими способами человеческого познания, как философия и религия. Вернадский подчеркивал, что рост научного знания сопровождался одновременно развитием философии и религии как независимых попыток проникнуть в тайны Вселенной.

В работе «О научном взгляде на мир», опубликованной в 1902 г., Вернадский отметил, что было бы весьма трудно установить, кто кому более обязан: наука — философии и религии или философия и религия — науке. При этом философское знание, равно как религиозное, он отделял от собственно научного, считая его своим путем к постижению реальности.

Научное строительство в России на рубеже веков

К началу царствования Николая Александровича научный потенциал России был относительно невелик. Основными центрами фундаментальной науки были университеты и высшие специальные школы. На 1892 г. из 48 высших учебных заведений России большая их часть располагалась в двух столицах: в Санкт-Петербурге — 21, в Москве — 8. За Уралом на всю азиатскую Россию был единственный университет в Томске. Остальные вузы располагались в 13-ти городах европейской части империи.

К Февралю 1917 г. число вузов выросло до 127, в их числе — 12 университетов.

Из них 122 располагались в европейской части России, 5 — в азиатской. Чуть больше половины сосредоточились в Петербурге и Москве, примерно четверть — в Казани, Саратове, Томске, Харькове, Киеве, Одессе. Существовало 36 разработанных проектов создания новых вузов в разных районах страны. В 1916 г. в высшей школе трудилось 6 655профессоров и преподавателей. Стали возникать первые научные институты при университетах.

В целом, расходы на народное образование за царствование Николая II возросли к началу Первой мировой войны в восемь раз, почти на порядок, более чем в два раза опережая затраты на образование во Франции и в полтора раза — в Англии.

В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени фантастической цифры, а именно 500 млн. рублей золотом. Чтобы оценить ее масштаб, скажем только, что столько же миллионов было выделено в 1912 г. на программу возрождения флота.
В 1900-1917 гг. только в Москве и Петербурге были созданы 114 новых научных учреждений, а в стране их насчитывалось порядка 300. В годы Первой мировой войны на рассмотрение Академии наук поступило 20 хорошо обоснованных предложений о создании новых научно-исследовательских учреждений.

На рубеже XIX-XX вв. в России были созданы условия для быстрого и успешного развития экономики страны: появлялись новые промышленные предприятия, окрепла банковская система, возрос международный авторитет страны. Появилась необходимость в новых специалистах, имеющих самое глубокое техническое и экономическое образование, способных не только работать практически, но и быть теоретиками науки, хозяйственниками и управленцами. Крупнейшие общественные деятели и ученые говорили о необходимости организации в стране сети политехнических университетов. В постановке и обсуждении этого вопроса значительная роль принадлежала Русскому Техническому обществу.

Одним из первых среди таких учебных заведений стал созданный в 1899 г. в Петербурге Политехнический институт. В феврале 1899 г. был организована Особая строительная комиссия по сооружению институтских зданий, ее председателем стал ученый-механик, инженер Н. П. Петров. В работе комиссии приняли участие выдающийся ученый — металлург Д. К. Чернов, экономист А. С. Посников, кораблестроитель и математик А. Н. Крылов, электротехник А. С. Попов, директора Киевского и Варшавского политехнических институтов В. Л. Кирпичев и др. Директором института был назначен князь А. Г. Гагарин.
1 октября 1902 г. состоялось торжественное открытие института.
Первоначально в институте было четыре отделения: электротехническое, кораблестроительное, металлургическое и экономическое.

В 1908 г. открылись еще инженерно-строительное, механическое и химическое отделения. В 1909 г. при кораблестроительном отделении были созданы курсы воздухоплавания для студентов технических отделений и офицеров, ставшие первой в России авиационной школой. В 1911 г. на кораблестроительном отделении открылась и первая в России высшая автомобильная школа. К 1914 г. на отделениях Политехнического института обучалось более 6 000 человек.

К этому времени определился высочайший уровень Политехнического института: его первыми преподавателями стали лучшие ученые страны, имена которых составили целую эпоху в развитии отечественной науки и техники — механик И. В. Мещерский, химики Н. Д. Меншуткин и Н. С. Курнаков, физик В. В. Скобельцин и др.

В к.XIX – н.XX вв. при содействии правительства и отечественных меценатов в стране возникли и многие другие современные центры научных исследований.

Еще в 1890 г. был открыт Институт экспериментальной медицины (ИЭМ), где издавался первый в России научный биологический журнал — «Архив биологических наук» (на русском и французском языках). Основателем и попечителем института был замечательный русский человек, генерал, принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932), который пригласил в ИЭМ лучших специалистов того времени. По этой причине в периодической печати до марта 1917 г. ИЭМ часто называли «Институт принца Ольденбургского». ИЭМ был создан как «высшее научное медицинское учреждение академического типа», с основной задачей — производить «практическое применение способов борьбы с заболеваниями и последствиями оных». В 1904 г. за классические работы в стенах института по физиологии пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию, в 1913 г. став почетным директором института.

В 1904 г. под Москвой в Кучино (имение Д. П. Рябушинского) создана одна из первых в мире аэродинамическая лаборатория под руководством выдающегося ученого Н. Е. Жуковского.
В 1907 г. В.М. Бехтеревым основан Психоневрологический институт.
В 1908 г. открыт Зубовский институт истории искусств.

В начале века в России активно работали около 50 научно-технических обществ. Наиболее известны из них Русское физико-химическое общество, Русское техническое общество, Общество электротехников, Русское географическое общество, Московское общество испытателей природы.

Научная база обновлялась и расширялась, в том числе благодаря росту предпринимательства и меценатства. Так, Дмитрий Павлович Рябушинский, будучи незаурядным ученым, внесшим вклад в развитие аэродинамики, авиации, многое сделал вместе с «отцом русской авиации» Н.Е. Жуковским и С.А. Чаплыгиным для создания первого в мире (вторым был Институт Крока в США) научно-испытательного центра — аэродинамической лаборатории, а затем института в Кучино, который просуществовал до середины 20-х гг. под названием Московский институт космической физики.

Среди блестящей плеяды российских предпринимателей, прославившихся своей благотворительной деятельностью, пожалуй, особое место занимает Христофор Семенович Леденцов, основавший частное общество поддержки научных исследований. Общество помогло финансировать нейрофизиологическую лабораторию И. П. Павлова, исследования знаменитого русского физика П. Н. Лебедева, «Журнал Русского физико-химического общества», биологическую станцию в Карадаге, в Крыму. Леденцов фактически создал музей науки, известный сейчас как Политехнический, пожертвовав на его создание 50 000 рублей.

Наивысших результатов российские ученые достигли в развитии математики, физики, аэродинамики, кристаллографии, биохимии, микробиологии, сравнительной патологии и нейрофизиологии, что вывело их на передовые рубежи мировой науки XX в.

Математика. На переломе эпох

Современный этап развития математического образования в России отсчитывается с открытия первой государственной математической школы, учрежденной в 1701 г. по указу Императора Петра Великого.
Тогда же были заложены принципы этого образования, именуемые обычно классическими. Суть этих принципов заключается в трехчастном делении изложения математического курса, называвшегося первоначально курсом арифметики. Изложение делилось, во-первых, на арифметику гражданскую, охватывающую нужды практической жизни человека. Во-вторых, на арифметику астрономическую, математически излагающую законы окружающего мира Земли и Космоса. И, в-третьих, на арифметику этическую и эстетическую, позволяющую понять временную и вечную связь мировых событий, и придающую образованию всех сторон человеческой личности, в ее классическом делении на тело, душу и разум, характер цельный и духовно уравновешенный.

Классическое образование вырабатывало такой тип миросозерцания, при котором новейшие научные достижения гармонично сочетались с истинами веры и убеждениями гражданина — верноподданного православной империи. Большинство крупнейших русских ученых до самой революции 1917 г. были искренне верующими людьми. Среди них — М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и Н. А. Умов. Из математиков назовем петербургских академиков В. Я. Буняковского и В. Г. Имшенецкого, практически всех профессоров московской математической школы от Н. В. Бугаева и П. А. Некрасова до Д. Ф. Егорова и Н. Н. Лузина, трудами которых русская математика вышла в XX в. на первое место в мире.


Борис Глебович Галенин



***
Императорская, Санкт-Петербургская Академия Наук в 1914 году:
42 академика
49 почётных академиков
239 членов-корреспондентов.
***
Научных обществ в России на 1917 год -- более 300.
***
Лауреаты Нобелевской Премии
И.П. Павлов (1904)
И.И. Мечников (1908)
***
Император Николай II глубоко понимал роль и значение науки в жиззни
государства и общества, видел в ней необходимую основу экономического
и духовного процветания России. Научная революция -- одно из выдающихся
явлений эпохи его правления, за небольшой исторический срок был совершён
настоящий прорыв в области естественных и технических наук, созданы уникальные
научные школы. При Государе Николае II русская наука получила мировое признание.
***
Императорская Санкт-Петербургская академия наук являлась высшим научным учреждением
страны. К её структуре относились 5 лабараторий, крупнейших в Европе, 6 музеев,
8 обсерваторий мирового уровня, 34 комиссии и комитета, 11 университетов.
***
Император Николай II был Почётным членом Академии наук, Почётным председателем
Императорского русского исторического общества. Он значительно увеличил расходы на
развитие фундаментальной и прикладной науки, поддержал создание отраслевых НИИ.
Блестящий знаток русской истории и искуства XIV-XVII веков, Государь собрал
уникальную коллекцию исторических документов, старинных книг, научных изданий
(67 тысяч томов), ствшую основой Русской национальной и Русской государственной библиотек.
***
Императрица Александра Фёдоровна за содействие учёным была награждена почётным дипломом
Русского археологического института. Исключительный интерес для науки представляют
коллекции древностей, собрания книг и произведений искусства, составленные Государыней.
Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Императора Александра III в Москве
назвал Пергамский зал в честь Императрицы за активное содействие в строительстве.
Под покровительствов Александры Фёдоровны находилось Императорское Общество
востоковедения.
***
Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук Владимир Вернадский --
основоположник геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии, организатор и директор
Радиевого института, биогеохимической лаборатории.
Академик В.И. Вернадский в 1915 годувозглавил Комиссию по изучению естественных производительных сил России(КЕПС), которая содействовала мобилизации природных ресурсов для нужд обороны, активному вовлечению их в хозяйственный оборот.
Благодоря научному обоснованию Вернадского впоследствии были открыты 16 отрослевых НИИ.
в 1930 году на основе КЕПС был создан Совет по изучению производительных сил СССР
Академии наук СССР.

ОТКРЫТИЯ МИРОВОГО УРОВНЯ
***
В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ Русские ученые-физики открыли воздействие рентгеновских лучей на электрический разряд, заложили основы радиологии дисперсных систем. Открытием мирового значения стало измерение давления света на твердые тела и газы. Было экспериментально доказано существование ионной проводимости в кристаллах, открыт ферромагнитный резонанс.
***
В ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ Звездные каталоги, составленные в России в 1905 году, были наиболее точными в мире, а выполненные в обсерватории наблюдения включены в известные мировые фундаментальные каталоги. Классификация кометных форм Ф. А. Бредихина, создавшего школу астрономов-астрофизиков, сохранилась и в настоящее время. В те годы разрабатывались основы отечественной сейсмологии, методы применения астрофотографии для определения параллаксов звезд, изучения звездных туманностей и скоплений. Работы И.В.Мещерского по теории реактивного движения и теоретическому обоснованию возможности космических полетов опередили свое время.
***
В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ Под руководством П. Л. Чебышева, одного из основателей теории синтеза механизмов, сложилась получившая мировое признание математическая школа в Санкт-Петербурге. Ее представители внесли ценный вклад в разработку теорий приближения функций и дифференциальных уравнений, теории чисел, теории вероятностей, в математический анализ и математическую физику. Возникла научная школа математической физики, положено начало московской школе теории функций.
***
В ОБЛАСТИ ХИМИИ Н. Н. Бекетов способствовал развитию физической химии как самостоятельной дисциплины, заложил основы алюминотермии. В России была создана биохимическая научная школа. В. Н. Ипатьев внес революционный вклад в органический катализ при высоких температурах и давлениях. Один из крупнейших химиков-органиков Н. Д. Зелинский синтезировал новые циклические углеводороды, открыл дегидрогенизационный катализ. А. Е. Арбузов первым осуществил научные работы в области синтеза и изучения фосфорорганических соединений, открыл универсальную реакцию получения органических производных фосфора. Л. А. Чугаев поднял на мировой уровень изучение координационных соединений. Фундаментальный вклад Н. С. Курнакова в химию связан с созданием физико-химического анализа. Н. А. Шилов разработал теорию сопряженных химических реакций.
***
В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ С деятельностью А. Я. Данилевского связано становление биохимии как самостоятельной науки. Отечественные биологи внесли существенный вклад в развитие микробиологии. В те годы была основана эволюционная палеонтология, создана российская школа биофизиков.
***
В ОБЛАСТИ МАШИНОВЕДЕНИЯ Основоположники машиноведения в России А. И. Сидоров и П. Л. Чебышев заложили основы теории машин и механизмов. Была создана теория структуры и классификации плоских механизмов, предложен метод кинематического анализа, развита теория зубчатых механизмов. А. Н. Крылов впервые в мире разработал ставшие классическими рациональные приемы и схемы для вычисления остойчивости и плавучести корабля, теорию килевой качки, таблицы непотопляемости судов, создал теорию вибрации судов.
***
В ОБЛАСТИ РАДИОСВЯЗИ Работы А. С. Попова в области радиосвязи привели к созданию первых радиостанций. Была сформирована новая отрасль науки и техники — радиолокация, развернулись исследовательские работы по радиопеленгации. Первые отечественные электронные приборы созданы в 1910–1917 годах. Б. Л. Розингом проведены первые удачные опыты по передаче изображения на расстояние, заложившие основы электроскопии — будущего телевидения.

Источник http://epoha-nikolaya-2.ru
Tags: История, Люди, Наука, Николай II, Россия, Стратегия, Технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment