Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

СТАЛЬНОЙ ПУТЬ


Стела "Стальной путь", посвящённая Дороге победы. Установлена на станции Петрокрепость
***

Дорога победы --  железнодорожная линия Поляны - Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная дополнение  Дороги жизни   для доставки грузов в блокированный Ленинград.
В отличие от Дороги жизни, проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище "коридор смерти". Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции "Искра" перешли в наступление и 18 января  объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, дополнив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». В результате в тот же день Государственный комитет обороны Союза ССР принимает решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.
Строительство было поручено УВВР-2, которым руководил начальник Ленметростроя И. Г. Зубков, на выполнение задания было отведено всего 20 суток. Будущая трасса должна была проходить через болота и лесные массивы, а наиболее сложной задачей стало сооружение низководного моста длиной 1300 метров через Неву. Для выбора места строительства моста были специально "подняты" городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства. В результате удалось выбрать место, где максимальная глубина реки достигает 6 метров, хотя скорость течения составляла 2 м/с. Отсюда и дугообразная в плане форма моста, так как это повышало его устойчивость к быстрому течению. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Помимо этого, строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным вражеским артиллерийским обстрелом (немецкие позиции находились всего в нескольких километрах). Для ускорения производства, дорогу строили по облегчённым условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъёмами, а вместо шпал порой использовали обычные брёвна.
5 февраля 1943 года железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны, построенная раньше намеченного срока — всего за 17 суток, была сдана в строй. Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста (через Неву, Назию и Чёрную) и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.
Вначале направление поездов на трассе чередовалось, и удавалось пропускать лишь две - три пары поездов в сутки. Для увеличения количества поездов был применён караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую - в обратную сторону. Интервал между поездами был сокращён; за ночь в одну сторону удавалось пропускать 16—25 составов. Летом- 1943 года удалось наладить и пассажирские железнодорожные перевозки: сначала 2 пассажирских вагона в составе грузовых поездов, а затем и пассажирский поезд № 21/22 Ленинград - Москва.
Запуск железной дороги Шлиссельбург - Поляны позволил уже в конце февраля начале марта
резко увеличить нормы снабжения населения города продовольствием.
В городе впервые с начала блокады прекратился голод.
А летом с запуском регулярного пассажирского сообщения в Ленинград начали
возвращаться из эвакуации люди.
Все попытки воспрепятствовать этому не имели успеха поэтому власти сами наладили
процесс реэвакуации.
Рейсы по этой трассе в условиях постоянных обстрелов были очень опасными; путь называли "коридором смерти". "Дорога Победы" завершила работу 10 марта 1944 года.
Железнодорожники внесли существенный вклад в снабжение города и войск вооружением и продовольствием, поддержку жизни города. Среди награждённых медалью "За оборону Ленинграда" - 15 тысяч железнодорожников.

Всего по железной дороге Поляны - Шлиссельбург в Ленинград было переброшено
несколько миллионов тонн грузов в том числе более одного миллиона тонн продовольствия,
а так-же Вторая Ударная Армия.



Бригада, завоевавшая право провести первый поезд из Ленинграда на "Большую землю".
Слева направо: А.А. Петров, П.А. Фёдоров, И.Д. Волков. 1943 г.


Низководный дугообразный мост через Неву

Паровоз ЭМ-721-83, установленный на железнодорожной станции Петрокрепость в Ленинградской области в память о железнодорожниках Дороги победы

Разрушение в результате немецкого артобстрела  моста через Неву на линии Поляны - Шлиссельбург. 1943 г.



Tags: Бессмертный Полк, Великая Отечественная, Дороги, Люди, Петербург, Транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment