Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Вандал





"Вандал" -- российское речное нефтеналивное судно (танкер).
"Вандал", построенный в 1903 году был первым теплоходом, и, одновременно, дизель-электроходом, в мире.
В конце XIX века работавший на машиностроительном заводе "Людвиг Нобель" шведский инженер Антон Карлсунд проинформировал своего работодателя о публикации Рудольфом Дизелем книги, в которой он описывал изобретённый им новый тип двигателя внутреннего сгорания (который позднее стали называть дизелем в честь изобретателя).
Нобели, занимавшиеся разработками нефтяных месторождений, заинтересовались новым изобретением, и уже в 1898 году ими был приобретён патент на двадцатисильный дизельный двигатель.
В течение последующих лет инженеры фирмы Нобелей работали над улучшением дизельного двигателя. К 1902 году им удалось разработать двигатель, пригодный к использованию на судах.
Постройка первых теплоходов в мире началась в 1902 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Товариществом "Бранобель" было заказано сразу три однотипных судна -- "Вандал", "Сармат" и "Скиф". Эти суда являлись танкерами, предназначавшимися для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург. Размеры корпуса были приняты с учетом ограничений Мариинской системы. Прочный корпус позволял этим судам ходить по Онежскому и Ладожскому озёрам.
Первым из трёх судов построен был "Вандал". В 1903 году корпус судна был отбуксирован в Санкт-Петербург, где на него были установлены двигатели.
Судовая двигательная установка показала себя хорошо во время испытаний, но в первом же рейсе "Вандал" стал жертвой аварии. После ремонта "Вандал" проработал на Волге ещё десять лет. Однотипный "Сармат", который также вступил в эксплуатацию в 1903 году, проработал до 1923 года. Корпус теплохода "Сармат" в очень приличном состоянии находился до конца 1970-х гг. на правом берегу р. Оки в городской черте Н.Новгорода и использовался для нужд стоянки маломерного флота. Впоследствии, по всей видимости, был разрезан на металлолом.
Благодаря положительному опыту, полученному в ходе эксплуатации первых теплоходов в России начало быстро развиваться теплоходостроение. К 1914 году в России работало уже около двухсот теплоходов. По этому показателю Россия заметно опередила другие страны, где первые теплоходы начали строить только в 1911 году (в Германии) и в 1912 году (в Великобритании и Дании)
Двигательная установка "Вандала" состояла из трёх трёхцилиндровых четырёхтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120 л.с. каждый, и электрической передачи. Двигатели были нереверсивными, но благодаря электрической передаче судно могло двигаться задним ходом. Также электрическая передача обеспечивала высокую манёвренность, так как можно было плавно регулировать скорость судна, однако при передаче терялось 15 % мощности дизельного двигателя. Электрическая передача состояла из трёх электрогенераторов и трёх электродвигателей, которые приводили в движение три гребных винта. На "Сармате" передачу изменили. Для переднего хода использовалась механическая передача с муфтой, а для заднего хода -- электрическая.
Размеры "Вандала" -- 74,5 м в длину и 9,5 в ширину. Судно брало на борт 820 тонн груза и развивало скорость в 13 км/ч. Корпус плоскодонный, машинное отделение располагалось посередине корпуса, ёмкости для нефти размещались спереди и сзади от машинного отделения.
Tags: История, Люди, Нефть, Николай II, Россия, Судостроение, Технологии, Транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment