Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

Т-34М. Несостоявшиеся альтернативы знаменитого танка.




Вооружение и бронирование T-34-76 (c пушкой Ф-34 c длиной ствола 41,6 калибра) на 22 июня 41 года было более чем достаточно (лоб корпуса 45 мм, лоб башни 45-52 мм  - куда больше то в 41 г?)  недостатки были в другом
1. Низкая квалификация рабочих на производстве двигателя B-2 и неудовлетворительная технологическая оснащенность производства -- отсюда его низкий ресурс
2. Убогая трансмиссия скопированная с американского пропашного трактора выпуска середины 20-х годов
3. Крайне неудачная подвеска занимавшая значительный внутренний объем танка
4. Расположение топливных баков в боевом отделении (по причине пункта №3)
5. Неудачная компоновка танка -- двухместная башня без командирской башенки -- танк был слепой в бою. Также совмещать обязанности наводчика и командира танка было очень проблематично
6. Крайне низкое качество бронебойных  снарядов - 76.2 мм ББ снаряд послевоенного выпуска из Ф-34 пробивал 90 мм (а не 69 мм как в 41 г) по нормали на дистанции 500 м
(но даже и эти дерьмовые снаряды были в большом дефиците - на 22 июня у значительной части танков в приграничных округах их вообще не было в боекомплекте!)
Танк  T-34-76 был признан не отвечающим требованиям армии и его в 41 году планировали снять с производства... совсем (также как и танки КВ-1 и КВ-2)
Его место должен был занять совершенно новый танк - T-34M спроектированный на основе конструкции немецкого танка Pz.III Ausf.E в котором были устранены недостатки указанные в пунктах 2,3,4 и 5
Его даже запустили в производство - к маю было изготовлено 3 корпуса и 5 башен. Но камнем преткновения оказался новый дизель B-5 и новая планетарная трансмиссия
До 22 июня 1941 г. заводы так и не смогли их отгрузить.
А дальше началась война и всем стало не до нового танка.

***
А вообще в Ленинграде на Кировском (Путиловском) заводе на основе тяжёлого танка КВ-1
вели разработку среднего танка.  Работы велись в инициативном порядке.
Сильным местом этого проекта  была полная унификация с тяжёлым танком КВ-1.
Он был задуман в тех же габаритах и из тех-же комплектующих.
Только броня должна была быть существенно тоньше, что давало значительный  прирост
скорости, запаса хода и улучшало проходимость.
В 1938-м году был готов макет танка, было принято решение об изготовлении 2-х прототипов
в 1939-м году. Серийное производство планировалось начать в 1940-м на заводе-дублёре
Кировского завода -- Челябинском тракторном  заводе.
Однако в высших кругах подули какие-то другие ветры и было решено принять на вооружение
в качестве среднего танка детище Харьковского паровозостроительного завода.
Все заделы на Кировском заводе по теме среднего КВ было приказано уничтожить и сосредоточится
исключительно на тяжёлом КВ.

***

Если-бы в качестве среднего танка приняли бы лёгкую модификацию танка КВ
то получили-бы значительный выигрыш.
1. Вместо двух сырых танков  (КВ-1 и Т-34-76) получили бы фактически один
сырой танк. Это бы сэкономило много средств и времени на доводку.
2. Главный серийный завод оказался-бы далеко от фронта в Челябинске.
Его не надо было эвакуировать, а эвакуация это остановка производства,
потеря значительной части оборудования и людей ну и самое важное это
катастрофическое падение качества производства на новом месте.
Завод просто-бы ритмично и планово выпускал танки и расширял производство за
счёт эвакуированного Кировского и других заводов.
У нас бы появился "Танкоград"  не в Нижнем Тагиле, а в Челябинске и не
к концу 1941-го года, а ещё до Великой Отечественной Войны.
Tags: Т-34
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment