Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Смерть "Мёртвой дороги"

Рабы на строительстве железной дороги Салехард–Игарка


65 лет назад, в октябре 1953 года, началась ликвидация железной дороги Салехард – Игарка. К тому времени на ее строительство ушло 42 млрд рублей. Из запланированных 1300 км магистрали было проложено более 900 км. Однако стройку не просто законсервировали, а ликвидировали: большая часть материальных ценностей была уничтожена, техника брошена, железнодорожные пути разобраны. На проекте фактически был поставлен крест.
В отличие от многих других объектов, построенных в сталинскую эпоху, железная дорога Салехард–Игарка, проложенная по вечной мерзлоте параллельно Северному полярному кругу силами сотен тысяч заключенных, по сути рабов, никогда не использовалась, попыток восстановить ее не было. "Мертвая дорога" – так часто называют магистраль Салехард–Игарка, она же -- "Стройка № 503".


Новое правительство СССР пришедшее к власти повело   борьбу с культом личности Сталина и его методами руководства.
И поэтому не могло продолжать строительство по методам Сталина по политическим и моральным соображениям.
Ещё в начале лета началось массовое освобождение заключённых работавших на стройке №503. Тогда-же им предлагали остаться
на строительстве в качестве вольнонаёмных до конца строительства. Но  эти предложения принимали лишь единицы.
Уже к середине лета со стройки уехала основная масса работников и стройка остановилась.
Попытка задействовать на этом строительстве военно-строительные тресты и железнодорожные войска не встретили понимания
со стороны  министерства обороны. И стройка были ликвидирована.
Вывести материальные ценности и технику со стройки в условиях надвигающейся зимы не представлялось возможным.
Эта железная дорога фактически была изолирована и не как не связана с остальной железнодорожной сетью СССР
по причине отсутствия моста через Обь.
Да его и не планировали строить. Связь с большой землёй осуществлялась -- летом водным транспортом, зимой по льду Оби
прокладывали рельсы. Как правило движение по льду открывалось после того как на реке намерзал толстый лёд.
После нового года. Поэтому властям ничего не оставалось как всё бросить. Консервация стройки в условиях вечной мерзлоты
тоже была невозможной. Как только на стройке прекратились все работы сразу-же началось разрушение уже построенных участков,
сохранились только те где был устойчивый грунт и не было вечной мерзлоты.

В наше время ведётся строительство новой железной дороги по этому маршруту со всей необходимой инфраструктурой и мостами.
Мост через Обь уже строится, а мост через Енисей запланировано построить во 2-й половине 20-х годов.

PS
И в дополнение о человеке который открыл России дверь в Арктику
и то что и как он для этого сделал.
https://brodaga-2.livejournal.com/745317.html





Tags: Дороги, История, Россия сегодня, СССР, Сталин, Сталинизм, Строительство, Транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ***

    Как будто сбежав из объятий Харона, Плывут в Севастополь английские дроны. Хотелось бы знать: будут мучить доколе Тупых наглосаксов фантомные…

  • Почему русский император Александр Николаевич продал Русскую Америку.

    А Русскую Америку необходимо было продать и не в каком случае нельзя было допустить чтобы её кто-то забрал силой. У отобранного грубой силой…

  • Мост через Амударью у Чарджоу

    Железнодорожный мост из 26 пролётов, проложенный через реку Аму-Дарью близ г. Чарджуя (ныне Туркменабад). Фото: С.М. Прокудин-Горский. 1911 г.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment