1.
24 апреля 1967 при посадке космического корабля "Союз-1", который пилотировал
космонавт -- Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, произошёл
отказ парашютной системы.
Это был последний отказ который произошёл с системами корабля при его орбитальном
полёте, который стоил космонавту жизни.
То что корабль не готов к нормальной эксплуатации было известно и до этого
трагического полёта. Однако руководство страны желая устроить себе подарок к первому мая
пошло на эту авантюру. Подарочек получился на славу.
2.
30 июня 1971-го года произошла вторая в истории советской космонавтики катастрофа с человеческими
жертвами. И опят это было связано с авантюрным поведением советского руководства.
Желая сравнятся с американцами в счёте на космическом корабле который с большим трудом вмещал
двоих членов экипажа стали запускать по три человека.
Для этого космонавты летали без скафандров и даже без индивидуальных дыхательных аппаратов.
И тяжёлые последствия не заставили себя долго ждать.
При возвращении с орбиты космического корабля "Союз-11" который пилотировали
командир, подполковник Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков,
инженер-исследователь Виктор Пацаев. Все три космонавта погибли по причине разгерметизации
спускаемого аппарата. Если-бы у космонавтов были хотя-бы индивидуальные дыхательные аппараты
то трагедии бы не произошло. Но тогда в спускаемый аппарат не влезло-бы три космонавта.
3.
Следующая тяжелейшая авария произошла 5 апреля 1975 года при запуске космического
корабля "Союз-18" ( известен широкой общественности как "Союз-18-1") корабль пилотировали
Василий Лазарев (командир) и Олег Макаров (бортинженер).
Корабль "Союз-18-1" стартовал с космодрома Байконур 5 апреля 1975 года. Миссия -- доставка экипажа на станцию "Салют-4" (второе посещение).
Из-за отказа третьей ступени полёт закончился в аварийном режиме. На 261-й секунде полёта по программе должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако это не случилось, ракету стало раскачивать. Сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата от ракеты.
По более поздним данным от эксперта в области космонавтики Филиппа Терехова, события развивались следующим образом. При штатном порядке разделения сначала начинается запуск двигателя третьей ступени, затем выключается двигатель второй ступени, вторая ступень отделяется и, в последнюю очередь, сбрасывается хвостовой отсек третьей ступени. На 289-й секунде из-за отказа реле были подорваны только три пирозамка хвостового отсека из шести. Третья ступень тягой двигателя выломала три несработавших замка, при этом возникла закрутка. На 295-й секунде углы отклонения стали слишком большими и система аварийного спасения вступила в работу.
Двигатель третьей ступени выключился, корабль отделился от нее и стал выполнять операции, как при штатной посадке. "Союз" разделился на отсеки и спускаемый аппарат перешел к программе управляемой посадки. Из-за возникшего ранее вращения его система управления потеряла правильные "верх" и "низ" и, вместо того, чтобы развернуть корабль штатно вверх, чтобы создавать подъемную силу, перевернула его. Спускаемый аппарат погружался в атмосферу и все интенсивнее тормозил, создавая опасную для жизни перегрузку. Максимум составил 21,3 g. По другим источникам величина перегрузки быстро превысила смертельный для человека порог и достигла 26 g. У космонавтов остановились сердца. Это означало то что очередной полёт заканчивается гибелью людей.
То что произошло потом иначе как чудом назвать нельзя. Перегрузки достигнув своего максимума вдруг резко снизились (ниже 10g) и остановившиеся сердца космонавтов опять заработали. По одной из версий спускаемый аппарат попал в какую-то атмосферную флуктуацию что и изменило параметры полёта.
4.
Очередная авария произошла 10-12 апреля 1979 года точнее это была целая серия отказов систем космического корабля
"Союз-33", который пилотировали Николай Рукавишников (командир) и Георгий Иванов (космонавт-исследователь, гражданин Болгарии)
Виду международного статуса этот полёт не был засекречен и корабль в своём наименовании не получил дополнительную единичку.
Отказы систем корабля начались сразу-же после старта, поэтому полёт необходимо было прервать немедленно.
Но руководство СССР в лице Брежнева Л.И. потребовало полёт продолжить.
Основной отказ произошёл во время стыковки с станцией "Салют-6". Отказали практически все системы управления кораблём и главный двигатель корабля.
Было решено дать тормозной импульс резервным двигателем, который имел независимую систему запуска.
Однако этот двигатель отработал больше необходимого времени и корабль пошёл к Земле по крутой траектории.
При аварийном спуске на Землю космонавты испытывали десятикратные перегрузки (до 10 g). Однако приземление прошло успешно.
5.
Последняя авария в этой серии произошла 26 сентября 1983-го года.
"Союз Т-10-1" должен был доставить третью основную экспедицию в составе Владимира Титова (командир) и Геннадия Стрекалова (бортинженер) на орбитальную станцию "Салют-7", но за 48 секунд до старта произошёл возрыв ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе.
***
Далее началась безаварийная серия полётов в советской и российской пилотируемой космонавтики.
Безаварийная серия продолжалась 35 лет. Произошло 90 полётов, из которых 72 после развала СССР.
Эта серия была прервана аварией (наиболее вероятно что это была диверсия) 11 октября сего года.
Однако система аварийного спасения сработала на отлично и экипаж космического корабля "Союз МС-10"
в составе командира Алексея Овечкина и бортинженера, астронавта НАСА Тайлера Хейга был спасён.