Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Ленинградское дело. Разгром РСФСР (V)

Всех их объединяла одна мысль:
советский народ (и прежде всего –русский)
заплатил немыслимо высокую цену за
Победу в Великой Отечественной войне и
заслужил достойную жизнь.


Пишущие о "Ленинградском деле" слишком часто сводят всю канву этих событий к "грызне за власть" между различными группировками под сталинским властным покрывалом.
Нет слов, противостояние между властными группировками место имело. Известен и тот, кто эту борьбу постоянно провоцировал и разжигал, если видел, что она начинает затухать. Но сводить всю политику в управлении государством только к борьбе за власть недостаточно. Были и причины глубинного характера.
Ещё в последний год войны часть руководства СССР, пришедшая во власть не из союзных республик, а из центральных областей России, выступила с предложением по завершении военных действий изменить приоритеты в развитии экономики страны и перейти к преимущественному росту не производства средств производства, а продовольствия и предметов широкого потребления. Это были руководители, которых собирал под своим крылом выходец из Нижегородского губкома (Горьковского обкома) ВКП(б), руководивший в войну блокадным Ленинградом, ставший в 1944 г. секретарём ЦК А.А. Жданов. В это "крыло" постепенно вошли его выдвиженцы – 1-й секретарь МГК и МК ВКП(б) и секретарь ЦК Г.М. Попов, председатель Госплана СССР, член Политбюро ЦК Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК А.А. Кузнецов, председатель Совмина РСФСР М.И. Родионов и др., которых позднее в судебном деле назвали "ленинградцами".
В осуществление своих замыслов "ленинградцы" (будем всех их условно называть так) предложили И. Сталину заложить в послевоенный план экономического развития страны, рассчитанный на три пятилетки, опережающие темпы развития отраслей промышленности группы "Б" по сравнению с отраслями группы "А", производящими производство средств производства.
Такие структурные подвижки в экономике требовали изменений в политике и идеологии, и "ленинградцы" предложили генсеку провести ряд политических мероприятий. Сын А. А. Жданова Юрий Жданов вспоминал: "На заседании Политбюро сразу после окончания войны А.А. Жданов обратился к И. Сталину с предложением: "Мы, вопреки Уставу, давно не собирали съезд партии. Надо это сделать и обсудить проблемы нашего развития, нашей истории. Отца поддержал Н. А. Вознесенский. Остальные промолчали".
Как пишет архивист Рудольф Пихоя: "Жданов и Вознесенский предприняли попытку поднять жизненный уровень народа(прежде всего русского народа), вводя существенные изменения в управление экономикой страны".
Пожалуй, большее удивление в данной истории вызывает то, что этой идеей "загорелся" Сталин и разрешил "ленинградцам" готовиться к этому повороту − разработать не только новый Устав партии, но и новую Программу ВКП(б), и поддержал предложение А. Жданова в 1948 г. провести XIX съезд ВКП(б).
На самом деле Сталин ничего менять не собирался, он просто
1. Играл с своими жертвами как кот мишкой, создавая в них уверенность что он их полностью поддерживает.
2 Тянул резину в надежде что  всё-таки предоставяляемый  США  СССР кредит
на восстановление народного хозяйства будет несвязанным и верховный сам будет его тратить по своему усмотрению. Кстати сказать это был весьма льготный кредит на 25-ть лет первые пять лет проценты по которому не начислялись. Все товары должны были поставлятся из США. Это продовольствие, товары первой необходимости, заводы по производству таваров народного потребления, сельскохозяйственной техники, электростанции, автомобили, строительная техника строительные материалы. К кредиту прелагался большой покет безвозмездной экстренной помощи.
В обмен на это не требовали никаких политических либо экономических уступок, как и не посягали на послевоенное положение СССР в Европе.
Однако вождя не устраивало то что денег как токовых не будет, а все поставки и их использование будет под контролем. И он отказался от этого покета экономической помощи и кредита. И тут-же взял кредит у шведов,емним 250 миллионов их марок под грабительский процент который весь ушёл на финансирование марионеточных режимов в Восточной Европе.
Россия этот кредит погасила, как и другие кредиты взятые СССР только в наше время)
Работу "ленинградцы" начали незамедлительно.
Основную часть подготовки к новому повороту в экономике взял на себя председатель Госплана, заместитель председателя правительства СССР, член Политбюро Н. Вознесенский. Руководимый им журнал "Плановое хозяйство" (орган Госплана) в целом ряде своих публикаций начал пропаганду экономических рычагов организации производства и распределения. Благодаря его усилиям была разрешена торговля продовольствием и товарами широкого потребления в городах и рабочих посёлках, ставилась задача повсеместного расширения сети магазинов и лавок. 6 января 1947 г. передовая статья газеты "Правда" указала ориентир в этом плане: "Чем шире будет развёрнут товарооборот, тем быстрее поднимется благосостояние советских людей".
Полным ходом шла разработка проекта новой Программы партии. В 1947 г. для этой цели решением Политбюро была создана специальная комиссия по её подготовке.
Основной упор в партийной программе был сделан на решение социальных проблем – жилищное строительство (к концу 70-х гг. обеспечить большинство городского населения отдельными квартирами и бесплатными коммунальными услугами), перейти к массовому производству легковых автомобилей для населения по доступным для людей ценам, переложив основные затраты при этом на государство, много внимания уделялось инфраструктурным проектам, т.е., говоря современным языком, созданию среды обитания для среднего человека.
Были обозначены и совсем уж революционные новации: в проекте Программы впервые была поставлена задача замены государства диктатуры пролетариата общенародным государством с постепенным сужением политических функций последнего; было предложено создать механизм всенародного голосования по важнейшим вопросам государственного развития, по предоставлению законодательной инициативы общественным организациям, также было предложено ввести принцип конкурентной выборности руководителей.
Все эти новации А. Жданов и Н. Вознесенский формулировали в тесном контакте с генсеком.
В семье Вознесенских сохранилась информация о том, как уже и после смерти А. Жданова И. Сталин очень много времени проводил в разговорах с Н. Вознесенским на Ближней даче, в кабинете Генсека, обсуждали все эти проблемы во время длительных совместных прогулок вдвоём.
К 1948 г. Н. Вознесенский подготовил монографию "Политическая экономия коммунизма" (822 машинописных страницы), которую до самой смерти считал главным трудом своей жизни.
Но эти длительные интеллектуальные беседы  ничего не могли изменить: в высшем руководстве страны существовала группа людей во главе с верховным, которая придерживалась иных взглядов на прогнозное развитие СССР, и эта группа обладала более мощными рычагами власти. Опраясь на тезис о том, что СССР, существуя во враждебном окружении империалистических государств, должен первостепенное внимание уделять не немедленному улучшению жизни населения, а росту расходов на оборонные нужды, и в том числе ядерной составляющей. В отличие от "ленинградцев" эта группа считала, что решать одновременно две такие крупные задачи, как оборона и социальные проблемы, СССР не в состоянии.
По крайней мере  вопрос  по улучшению жизни населения можно было решить полностью в 14 из 16-ти существовавших на тот момент республиках. Частично в Украинской ССР и сделать это за счёт ресурсов самой большой по населению и самой промышленно развитой республики -- РСФСР. А потому повышение жизненного уровня людей в России должно быть принесено в жертву резкому наращиванию оборонных расходов, операжающему развитию Союзных Республик  и экономической поддержке стран Восточной Европы, которые следует держать под жёстким контролем Москвы.
Обладая таким могуществом торпедировать  инициативы А. Жданова и Н. Вознесенского по развитию социальной сферы было несложно. Это и входило в планы Вождя. Главное дать мышке завязнуть в карамели по самые ушки и в нужный момент ударить когтистой лапой.
К 1948 г. И. Сталин начинает отходить от поддержки А. Жданова и Н. Вознесенского в их планах и переходит к системе жёсткого наступления на жизненный уровень населения.
Видевшие всё это "ленинградцы" в разрабатываемых ими документах пытались изменить гибельную для широких слоёв населения ситуацию. Но не дремала и противоположная им сторона. В середине 1948 г. вождь отстраняет А. Жданова от политической деятельности и отправляет в двухмесячный отпуск с неопределёнными перспективами на возвращение в политическую жизнь. В августе А. Жданов внезапно умирает от инфаркта, а через несколько месяцев по команде И.В.Сталина Г. Маленков переходит в решающее наступление на "ленинградцев". И делает это поэтапно, вначале наносит удар по секретарю ЦК А. Кузнецову, председателю Совета Министров РСФСР М. Родионову и первому секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) П. Попкову. Закончилось это наступление судебным процессом над "ленинградцами" и их гибелью.
Но кроме интриги, которую сплели вокруг "ленинградцев" под руководством верховного  Маленков и Берия, при активной поддержке Хрущёва и Булганина, был ещё один момент, который в политическом плане в глазах зоологического русофоба Сталина сыграл решающую роль.
Этот момент нашёл отражение в проекте письма Маленкова Сталину в 1949 году.
Маленков предложил направить членам ЦК ВКП(б) закрытое письмо, где говорилось о том, что "ленинградцы" преследовали цель создать отдельную коммунистическую партию РСФСР с центром в Ленинграде, то есть партию русских коммунистов, и тем расколоть ВКП(б).
Кстати, Н. Хрущёв в оставленных после себя мемуарах вспоминал, что А. Жданов в 1945–1946 гг. в разговорах с ним не один раз сетовал на то, что в социалистической семье союзных республик самой обделённой остаётся РСФСР, что города и сёла Центральной России выглядят просто бедными по сравнению с таковыми в других республиках, а жизненный уровень русских значительно ниже по сравнению с другими нациями в составе СССР. А. Микоян вспоминал, что в 1947 г. И. Сталин не раз говорил ему, что для Н. Вознесенского на первом месте всегда стоят русские, а уже потом все остальные. Для него, говорил И. Сталин, даже украинцы менее уважаемы, чем русские.
Откуда такие настроения возникали и преобладали  у "ленинградцев"? Думаю, что ответ на этот вопрос есть. Уж кто-кто, а председатель-то Госплана СССР Н. Вознесенский хорошо знал, что ленинско-сталинское творение – Советский Союз если и жизнеспособно, то только в одном случае: если все союзные республики будут существовать и развиваться за счёт экономики РСФСР.
К "ленинградцам" это понимание стало приходить, когда они один за другим во время войны стали выдвигаться в высшие эшелоны власти.
Дело в том, что сразу после образования СССР был сформирован общесоюзный бюджет, а в его рамках постановлением ВЦИК от 21 августа 1923 г. был создан Союзно-республиканский дотационный фонд СССР, средства из которого стали направляться на экономическое и социальное развитие кавказских, среднеазиатских и других союзных республик, включая Украину. Весь этот Фонд формировался за счёт РСФСР. В отличие от РСФСР в бюджеты союзных республик полностью зачислялись сборы налога с оборота (один из основных источников бюджетных поступлений), также полностью оставался в республиках подоходный налог. И хоть российская экономика играла решающую роль в формировании упомянутого Фонда, дотациями из него никогда не пользовалась. Да ей прости не довали ими пользоваться.
Как откровенно признавал в 30-х гг. Г.К. Орджоникидзе: "Советская Россия, пополняя наш (Грузинской ССР) бюджет, даёт нам в год 24 млн рублей золотом, и мы, конечно,  платим ей за это нашей пролитарской любовью. Армения, например, возрождается не за счёт труда собственных крестьян, а на средства Советской России. Азербайджан живёт не только за счёт нефти но и за счёт русских мужиков".
Доктор экономических наук профессор В.Г. Чеботарёва на международной конференции в Москве в 1995 г. привела свои расчёты, которые показали, как протекал процесс перекачки прибавочного продукта из РСФСР в союзные республики.
Во-первых, денежные вливания в чистом виде. Опубликованные отчёты Минфина СССР за 1929, 1932, 1934, 1935 гг. позволяют сделать вывод, что в указанные годы Туркменистану в качестве дотаций было выделено 159,8 млн руб., Таджикистану – 250,7, Узбекистану – 86,3, ЗСФСР – 129,1 млн руб.
Но в расчёт следует включать не только чисто денежные вливания. На протяжении десятков лет, доложила международной и российской общественности профессор В. Чеботарёва, кроме чисто денежной дани Россия отдавала союзным республикам "свой самый драгоценный капитал – высококвалифицированных специалистов. В 1959 г. за пределами России находилось 16,2 млн русских, в 1988 г. – 25,3 млн. За 30 лет их численность увеличилась на 55,5 %, а в пределах России – только на 22 %. Представители российской диаспоры создавали значительную часть национального дохода в республиках. Например, до 1992 г. 10 % русского населения Таджикистана производили до 50 % внутреннего национального продукта".
Образовался у этого феномена и ещё один, побочный, но существенный эффект. "Русский народ, – сказала В. Чеботарёва, – которому был навязан комплекс "исторической вины" за злодеяния царизма, сделал всё, чтобы покончить с вековой отсталостью братских народов. Но на этом благородном поприще, – отметила она, – русский народ утратил элементарное чувство самосохранения; под влиянием политической пропаганды он впал в беспамятство и погубил многие национальные традиции, среду своего исторического обитания". Да и вместо благодарности "братские" народы ответили  русским лютой, зоологической русофобией.
В октябре 2010 г. в Академии повышения квалификации работников образования прошла международная научно-практическая конференция под названием "Неконфликтное прочтение совместной истории – основа добрососедства", на которой историки из Москвы, Саратова и Таллина представили доклад под редакцией заведующего кафедрой истории Московского городского педагогического университета профессора А. Данилова, где по рассматриваемой теме были приведены следующие факты.
В 1987 г. в Латвии поступления из РСФСР  составили 22,8 % от величины всего произведённого национального дохода республики.
Не менее впечатляющи цифры межреспубликанского обмена, которые показывают, за счёт чего развивались все прибалтийские союзные республики. Так, в 1972 г. Эстония ввезла товаров на 135,2 млн руб. больше, чем вывезла, Литва – на 240 млн, Латвия – на 57,1 млн руб. С годами разрыв между ввозом и вывозом только возрастал. Например, в 1988 г. для Эстонии этот разрыв составил уже 700 млн руб., для Литвы – 1 млрд 530 млн руб., для Латвии – 695 млн руб.
Иными словами, вся государственная политика СССР по всем направлениям строилась на удовлетворении интересов национальных окраин, а интересы коренного населения РСФСР приносились в жертву этому абсолютному меньшинству.
В то время как промышленность и инфраструктура союзных национальных республик жирела и пухла, исконно русские города и веси нищали.
Председатель Совета Министров РСФСР в 1971–1983 гг. М. С. Соломенцев вспоминал, как в начале 70-х гг. в поездке по Брянской области видел целую деревню, с Великой Отечественной войны живущую в землянках. В своих мемуарах он пишет: "Когда Брежнев рекомендовал меня на должность предсовмина РСФСР, я поставил лишь одно условие: перестать затюкивать Россию. Леонид Ильич, помнится, не понял меня, спросил: "Что значит затюкивать?" Я объяснил: отраслевые отделы ЦК и союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного стола".
Любопытную картину нарисовал в этом плане в "Независимой газете" 12 июня 1992 г. Иван Силаев, первый премьер-министр ельцинского правительства. Летом 1990 г. он обнаружил, что в течение всех лет Советской власти РСФСР ежегодно выплачивала союзным республикам, включая Украину, а с 1940 г. и прибалтийским республикам, по 46 млрд руб. в год. Пересчитав эти деньги по существовавшему в 1990 г. валютному курсу (1 дол. был равен 60 коп.) премьер в июне 1991 г. доложил первому президенту России Борису Ельцину, что РСФСР ежегодно направляла на развитие союзных республик 76,5 млрд дол.
После его доклада правительство РСФСР потребовало в корне изменить практику истощения экономического ресурса России и в дотационный фонд заложить только (только!) 10 млрд руб. Да и то при условии, что та республика, которая будет брать средства из этого фонда, станет делать это не безвозвратно, а только в кредит и обязуется заключить с правительством РСФСР соглашение о поставках своей продукции в счёт обязательного погашения кредита в оговоренный срок. Услышав это, республиканские лидеры, включая Украину и прибалтийские союзные республики, тут же потребовали от президента СССР М. Горбачёва "поставить этих русских на место".
Если кратко то как только русские, в лице своего первого всенородно избранного президента Б.Н.Ельцина, сказали  -- всё хватит, дальше всё по чесноку, тут-же союз и закончился.
Эта большевистская линия сказывалась и на кадровой национальной политике в союзных республиках.
В центральных комитетах партии в союзных республиках СССР первым секретарём ЦК назначался, как правило, представитель так называемой титульной нации, а вторым секретарём ЦК (в обязательном порядке) – партийный работник русской национальности. В задачи последнего входило в основном соблюдение правил функционирования единой (союзной) экономической политики. В политическую сферу, идеологическую в том числе, этот 2-й секретарь мог вмешиваться только в исключительных случаях, и то не прямо, а только лишь через Москву.
Не мог он никак влиять и на кадровую политику в республике. Какой бы процент населения некоренной нации ни проживал в ней, все ключевые должности во всех сферах жизнедеятельности республики неизменно занимали представители коренной национальности. Причём это относилось абсолютно ко всем некоренным нациям и народностям. В Тбилиси, например, могла проживать какая угодно многочисленная армянская диаспора, но в руководстве города или республики её интересы мог представлять только грузин.
До 1917 г. цари Дома Романовых проводили совсем иную политику в этом плане.
Исследуя эту проблему, известный российский историк Алексей Миллер пишет, что до революции "имперская нация", т.е. русские, в кадровом составе чиновничества были представлены адекватно их численности, равно как и другие существовавшие на тот момент нации и народности. "Исследуя состав бюрократии на западных окраинах, – пишет он, – следует отметить, что "представители местного населения были представлены среди чиновников в пропорциях, которые в целом соответствовали удельному весу различных этнических групп в этих губерниях".
Иными словами, И. Сталин как единоличный властитель в СССР с конца 20-х гг. в этих вопросах кардинально отошёл от политики русских царей, которые, во-первых, внимательно следили за тем, чтобы во властных структурах национальных окраин строго соблюдалось пропорциональное представительство всех народов и наций, проживающих на этих территориях. А во-вторых, наместник "Белого царя" на национальных окраинах отнюдь не был такой, по сути, декоративной фигурой, какой был в союзных республиках СССР 2-й секретарь ЦК любой союзной Компартии.
Большевики после 1917 г. вообще создали довольно странную империю. В отношении малочисленных национальностей и народов в её составе СССР вообще представлял собой уникальное государственное образование. Получалось, что Советский Союз был создан для целенаправленного выкачивания материальных и культурных активов в пользу отставших в своём цивилизационном развитии малых наций. Эту особенность сталинской политики в отношении русских отмечают не только российские историки.
Профессор Гарвардского университета Терри Мартин пришёл к выводу, что СССР был вообще абсолютно новым видом империи – "империи наоборот", а советскую национальную политику он характеризует как "радикальный разрыв с политикой империи Романовых".
Т. Мартин в своём исследовании внимательно проанализировал столкновение И. Сталина с В. Лениным в 1922 г. по поводу образования Советского Союза и пришёл к выводу: "Из высказываний И. Сталина видно, что причиной его разногласий с Лениным был русский вопрос. (Но) сохраняя РСФСР, вместо того, чтобы создать СССР, И. Сталин не собирался усиливать позиции русских, наоборот, он хотел их ослабить. Больше всего он боялся отдельной русской республики..."
Собственно говоря, в этом выводе гарвардского историка и содержится ответ на вопрос, почему И. Сталин столь безжалостно расправился с "ленинградцами": Генсек-русофоб панически боялся пробуждения русского национального самосознания, видя в нём сильнейшую угрозу для своей безраздельной власти в СССР.

---автор Владимир Кузнечевский

Продолжение следует...


Tags: ГУЛАГ, Геноцид, Ленинградское дело, Россия, СССР, Сталин, Сталинизм, Сумерки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment