Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Первый авиатор Арктики.


ЯН НАГУРСКИЙ
***
Арктические широты всегда манили исследователей. Каждая последующая экспедиция продвигалась всё
дальше и дальше через параллели земного шара. На парусных судах, собачьих упряжках, на лыжах или
просто пешком они шли к заветной цели -- Северному полюсу. Неудивительно, что полярные исследователи
обратили своё внимание на набиравшую силу авиацию. Сегодня рассказ  о том, с кого началась история
русской полярной авиации -- морском лётчике Яне Иосифовиче Нагурском.


Подпоручик Ян Нагурский во время учёбы в Санкт-Петербурге
***
Ян Нагурский родился в 1888 году в небольшом городке Влоцлавек (тогда - Варшавская губерния, Российская империя, сейчас - Польша) в семье мелкого землевладельца Йозефа Нагурского. У семьи хватило средств оплатить обучение только до 6 класса гимназии, но это не помешало Яну доучиться самому и сдать экзамен на должность сельского учителя. Подзаработав денег, юный учитель получил аттестат зрелости в Варшаве и решил начать военную карьеру. Его выбор пал на Одесское юнкерское пехотное училище, которое Нагурский успешно окончил в 1909 году в звании подпоручика. Отслужив год на Дальнем Востоке, Ян поступил в Высшее морское инженерное училище в Санкт-Петербурге.
Именно в Петербурге и началось его увлечение авиацией. Увидев полёты Сергея Уточкина, Нагурский "заболевает" воздухоплаванием. В течение 1911-1912 годов он проходит курс обучения и получает удостоверение пилота в Императорском Всероссийском аэроклубе. После этого последовала учёба в Гатчинской офицерской воздухоплавательной школе. Летом 1913 года молодой офицер получает сразу 2 аттестата - морского инженера и военного лётчика. По распределению Нагурский попадает в Главное Гидрографическое Управление.

Биплан Райт. Именно на таком аэроплане учился летать Ян Нагурский.
***
В эти годы в Российской империи было организовано 3 арктических экспедиции. Владимир Русанов на парусно-моторном кече "Геркулес" изучал Новую Землю, Георгий Брусилов на шхуне "Святая Анна" собирался пройти Северным морским путём. И самая рискованная - Георгий Седов на шхуне "Святой мученик Фока" хотел покорить Северный полюс. К 1914 году все эти экспедиции признали пропавшими без вести, и морское министерство приступило к организации поисковых работ.

Полярные исследователи (слева направо) Владимир Русанов, Георгий Седов и Георгий Брусилов.
***
Для поисковых работ Главное гидрографическое управление впервые в мире решило применить самолёты. Начальство запросило мнение Яна Нагурского по этому вопросу. После консультации у знаменитого исследователя Арктики Рауля Амундсена морской лётчик доложил, что считает полёты над северными льдами возможными. Первоначально Нагурский хотел для арктических полётов выбрать гидросамолёт Григоровича М-5, но в итоге остановил свой выбор на французском Farman MF.11. Такое решение было обусловлено прежде всего лучшей надёжностью иностранной машины.

Гидросамолёт Farman MF.11.
***
Ян Нагурский лично выехал в Париж на завод Фармана для выбора самолёта. Кроме того, офицер проверил и отобрал двигатель на заводе Рено. Для этого пришлось выполнить 18 испытательных полётов. Лишь после твёрдой уверенности в самолёте, Ян отдал приказ готовить его к транспортировке. 1 августа 1914 года барк "Эклипс" доставил гидроплан в Александровск-на-Мурмане (сейчас - Полярный). В Александровске к команде поисковиков присоединился опытный авиационный механик из Севастополя Евгений Кузнецов. К базовому аэродрому на Новой Земле самолёт и команду доставлял уже пароход "Печора"

частники экспедиции на борту парохода "Печора". Нагурский - второй слева.
***

Гидросамолёт Яна Нагурского.
***

За 2 дня Нагурский и Кузнецов при помощи матросов "Печоры" собрали гидроплан. Исторический день настал. 21 августа 1914 года Ян Нагурский впервые поднялся в небо Арктики. Выполнив несколько пробных кругов, лётчик взял на борт запас продовольствия, оружие и вместе с механиком вылетел на поиски пропавших экспедиций. Лучше всего о первом полёте рассказал сам Ян в своих воспоминаниях:

"Тяжело груженный самолет с трудом поднялся надо льдами, но затем стал быстро набирать высоту; перед нами открывались все более красивые виды. Направо находился остров с грядами островерхих хребтов и спускавшимися по ним ледниками, налево — белый океан, на котором кое-где виднелись темные пятна открытой воды. Ледяными верхушками сверкали живописные, фантастических форм айсберги. Они были расположены то ровными рядами, то беспорядочно разбросаны; по форме одни напоминали стройные обелиски или призмы, другие — странного вида коряги. Все они искрились, как бы обсыпанные миллионами бриллиантов, в лучах незаходящего солнца. Сознание, что я первый человек, поднявшийся на самолете в этом суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало сосредоточиться."

Из поискового полёта экипаж вернулся в тот же день. Первый арктический полёт продолжался 4 часа 20 минут, за это время гидроплан пролетел 450 километров. Всего же Нагурский и Кузнецов совершили 5дальних поисковых полётов (21, 22, 23 августа и 12, 13 сентября). За это время была обследовано западное побережье Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. К сожалению, никаких следов пропавших исследователей найдено не было.

Несмотря на формальную неудачу воздушных поисков, полёты Нагурского принесли большую пользу экспедиции - он исправил существующие карты береговых линий, выполнял функции ледовой разведки, предупреждая корабли о движении и состоянии льда. Но экспедиция была прервана начавшейся Первой мировой войной.
Вернувшись в Петербург, лётчик подробно изложил результаты полётов в отчёте для правительства и даже предложил план для перелёта к Северному полюсу. Увы, время было неподходящее. Яна Нагурского наградили орденами Святого Станислава и Святой Анны 3-й степени и отправили продолжать службу в морской авиации на Балтике. Поляк летал на разведку и командовал авиационным отрядом. 17 сентября 1916 года Нагурский второй раз вписал своё имя в историю авиации - на летающей лодке М-9 Григоровича он впервые повторил петлю Нестерова.

Летающая лодка Григоровича М-9
***
После Великой Войны и Октябрьского переворота Ян Нагурский вернулся в Польшу. В польско-советской войне участия не принимал, сознательно скрыв своё воинское звание. Работал инженером на сахарном заводе. В 1925 году к нему за консультацией приезжал известный американский полярный лётчик Ричард Бёрд. В СССР Яна считали погибшим, а в Польше о нём все постепенно забыли. Лишь после Второй мировой войны, в 1955 году, благодаря случайной встрече с Чеславом Центкевичем - автором книг о полярных исследованиях - имя Нагурского снова стало известным. Он посетил СССР, где встретился с полярными лётчиками и вдовой Георгия Седова, чью экспедицию он безуспешно пытался найти в 1914 году. Принимал активное участие в популяризации авиации в Польше.


Ян Нагурский в пожилом возрасте
***
Умер прославленный лётчик в 1976 году в Варшаве в возрасте 88 лет. Его воспоминания об арктических полётах изложены в книге "Pierwszy nad Arktyką" ("Первый над Арктикой"). За заслуги перед государством награждён офицерским крестом Ордена Возрождения Польши. Но самое главное достижение Нагурского - это его опыт полярных полётов и рекомендации будущим покорителям арктического неба. Без этого сложно представить себе развитие полярной авиации. Что и говорить, если даже красному цвету фюзеляжей самолётов полярной авиации мы обязаны именно Яну Нагурскому.

Источник https://zen.yandex.ru/media/main_aerodrome/pervyi-letchik-arktiki-5aeff22648c85e9c0f6cdc90
Tags: Арктика, История, Люди, Россия, Самолёты
Subscribe

  • Клуб 500%

    1. Чжун Шаньшань (прирост 3300%/66 млрд долларов), Китай. За год пандемии его состояние выросло на ошеломляющие 3300% - с 2 до 68 миллиардов…

  • К дню космонавтики.

    Где первая в мире женщина-космонавт и космонавт номер десять Валентина Владимировна Терешкова? Не за её поступок в прошлом году Валентину…

  • Время -- вперёд

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments