Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

"Ермак" Первый в мире арктический ледокол.



Четвертого марта 1899 года по пристани Кронштадта ходили тысячи удивленных людей. Несмотря на метровый слой льда,
к городку подошел огромный корабль под названием "Ермак". Для обитателей острова Котлин пахарь льда не был чудом —
ведь первый в мире ледокол "Пайлот" сконструировал их земляк Михаил Бритнев. Но та машина начинала ходить по
Финскому заливу лишь в конце апреля, когда лед становился тонким. Поэтому появление ледокола в Кронштадте в начале
марта вызвало у горожан неподдельное удивление — то был звездный час адмирала Макарова. Он добился своего.




   Всего лишь два года назад в докладной записке к управляющему Морским министерством Степан Макаров предлагал создать мощный ледокол для плавания в арктических водах. Но его заявка была отклонена. Адмирал с этим не смирился. То, что он сделал, сегодня назвали бы грамотной PR-кампанией. Чтобы ознакомить общественность со своим проектом, адмирал подготовил цикл лекций. Одна из них — "К Северному полюсу — напролом" — сильно заинтересовала журналистов, и вскоре о его затее был наслышан весь Петербург.

 Среди прочих идеей постройки ледокола заинтересовался Дмитрий Менделеев: выдающийся химик впоследствии вместе с адмиралом участвовал в разработке машины. Ключевой фигурой в проекте стал министр финансов Витте. Макаров и Менделеев убедили его, что проект окупит себя. В ноябре 1897 года Витте ознакомил с проектом царя и получил его одобрение. Всего лишь через год на верфи Armstrong Whitworth в Ньюкасле закончилось строительство ледокола.
 Любопытная деталь: во время строительства корабля Макаров был обеспокоен тем, что при плавании во льдах ледокол получит пробоины и затонет. Поэтому он изготовил цинковую модель корабля в масштабе 1:48 с точно такими же водонепроницаемыми отделениями в днище. Все отделения имели отверстия, закрываемые пробками. В ходе опытов в ванне, заполняя водой 1−2 отсека, Макаров убедился, что опасения его напрасны. Поэтому, когда в ходе первого пробного плавания в Арктику ледокол получил серьезную пробоину, адмирал был спокоен. Он знал, что машине ничего не грозит.
 Стоивший империи 1,5 млн рублей ледокол практически мгновенно окупил себя. Зимой 1899 года во время метели на мель у острова Гогланд сел новейший броненосец "Генерал-адмирал Апраксин". Если бы не "Ермак", корабль стоимостью 4,5 млн рублей получивший  существенные повреждения погиб бы. Позже ледокол еще неоднократно будет спасать самые разнообразные суда.



  "Ермак" рубил лед также как современные ледоколы — взбирался на ледовое поле и своим весом ломал его. Преодолевать особенно толстый лед кораблю помогала дифферентная система. На корабле находились две цистерны — носовая и кормовая, соединенные трубой. Когда ледокол застревал в носовую цистерну из кормовой на высокой скорости перекачивалась вода — это помогало ему резать лед. Гребные винты "Ермака" приводились от трех паровых двигателей суммарной мощностью 9000 л.с. Котлы, вырабатывавшие пар, работали на угле. Огромные угольные бункеры занимали пол длины ледокола: автономность плавания была 4400 морских миль, а круизная скорость по воде составляла 12 узлов. Любопытно, что изначально ледокол укомплектовали передним гребным винтом — такое решение использовалась на обычных зарубежных ледоколах. Но в арктических условиях винт быстро повредился и его заменили конусом, с помощью которого можно было дробить подводный лед.
 С ледоколом "Ермак" были связаны многие известные люди той поры. Среди них Александр Попов. Его первая радиограмма была послана именно командиру "Ермака" во время спасения броненосца у острова Гогланд. Попов был искренне рад: его изобретение помогло спасти человеческие жизни.
Но удача не всегда сопутствовала ледоколу Макарова. Адмирал надеялся достичь на «Ермаке» Северного полюса. Этого же желал ему Дмитрий Менделеев. Когда ледокол впервые пришел в Петербург, химик писал моряку: "Лед, запирающий Петербург, Вы победили, поздравляю. Жду такого же успеха в полярных льдах". Повторить успех не удалось. Как ни пытался Макаров, его судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики. Пределом для ледокола стали 81 градус 28 минут северной широты.

Во время похода проводились гидрологические и метеорологические наблюдения, а также киносъёмка льдов. В 1901 г. ледокол совершил ещё один дальний арктический поход — к берегам Шпицбергена и Новой Земли.
 Результаты плаваний «Ермака» Макаров обобщил в 1901 г. в книге «"Ермак" во льдах». За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше 1000 суток. После начала 1-й мировой войны «Ермак» был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.

В 1920-30-х гг. "Ермак" обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море. В феврале 1938 г. участвовал в эвакуации полярников станции "Северный полюс-1". В годы Великой Отечественной войны ледокол осуществлял проводку судов на Балтике. В июне 1944 г. был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.
В день своего пятидесятилетия в 1949 г. ледокол "Ермак" был награждён Орденом Ленина.

  Удивительно: маломощный по сравнению с современными ледоколами "Ермак" прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировые — и служил на Крайнем Севере более 60 лет! Только лишь в 1963 году его списали. На базе первого в мире арктического ледокола собирались сделать памятник-музей, но отстоять машину энтузиастам не удалось. Прославленный ледокол был  уничтожен.

Наследие  царизма видимо резало глаз высшим партийным бонзам из Политбюро ЦК КПСС.

К счастью, в музеях страны сохранились артефакты с "Ермака". В Мурманске установлен памятник ледоколу, выстроенный вокруг его подлинного трехтонного якоря. В Санкт-Петербурге в Музее Арктики и Антарктики хранится штурвал корабля, а в московском Музее морского флота — многие предметы из кают-компании "Ермака". Вещи продолжают хранить дух одной из самых грандиозных машин своего времени.


Ледокол «Ермак» 1898-1963   Российская империя -- РСФСР -- СССР

Изготовитель -- Armstrong Whitworth (Великобритания, Ньюкасл)
Заложен в декабре 1897 года.
Спущен на воду -- 17 октября 1898
Введён в эксплуатацию -- 1899
Выведен из состава флота --  1963
По одной версии в 1964-м году разрезан на металл,
по другой затоплен 17 декабря 1965.

Основные характеристики
Водоизмещение --  8 730 т
Длина  --  97,5 м
Ширина  --  21,6 м
Осадка  -- 7,3 м
Двигатели паровые машины  --  9 000 л.с.
Скорость хода -- 12 узлов
Дальность плавания  -- 4 400 миль
Экипаж -- 102 человека

Источники
https://www.popmech.ru/technologies/8734-s-parom-protiv-lda-pervyy-arkticheskiy-ledokol/?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=targetings-PopMechanics&utm_content=rssnewstechnologies&utm_term=20180501-8734-vk#0_5_4122_10888_706_186045798

http://ec-rgo-sfo.com/other/interesnye-fakty/479-ledokol-ermak

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ермак_(ледокол,_1898)#cite_note-1



Tags: История, Корабли, Николай II, Россия, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments