

"Окунь" у борта плавбазы перед выходом в море.
***

"Окунь" -- российская подводная лодка типа "Касатка", входившая в состав флота в 1908-1925 годах.
Миноносец был заложен в 1904 году, чуть позже кораблю было присвоено имя «Окунь», и его зачислили в состав Балтийского флота. Спуск на воду состоялся осенью 1904 года, тогда же были произведены переделки -- установка средней рубки и увеличение горизонтальных рулей. В 1906 году "Окунь" переклассифицирован в подводную лодку, в 1908 году -- окончательно вошёл в строй и зачислен в Учебный отряд подводного плавания, дислоцировавшийся в Либаве.
В 1908-1910 годах использовалась как учебная. В 1910 году лодка перечислена в отряд подводного плавания, в 1911 году прошла капитальный ремонт с установкой 160-сильного дизеля вместо двух бензомоторов. В 1912 году на лодке был установлен прибор подводной передачи сигналов конструкции Ниренберга.
С 1914 года "Окунь" снова переведён в учебный отряд. Во время Первой мировой войны базировался на Мариэхамн и Або, нёс прибрежную дозорную службу, совершил 7 кратковременных боевых походов.
В ночь на 21--22 мая 1915 года "Окунь" обнаружил группу из трёх немецких броненосных крейсеров с миноносцами охранения. Пройдя под охранением, ориентируясь по шуму винтов, подвсплыл под перископ и произвёл атаку полным залпом из четырёх торпед. Миноносец G-135 погнул перископ уходящей после атаки на глубину лодке, торпедных попаданий не было, однако отряд отказался от прорыва в Рижский залив и начал возвращение на базу. За эту атаку весь экипаж был награждён Георгиевскими крестами IV степени.
В походе 14-16 июня того же года "Окунь" атаковал тремя торпедами немецкий крейсер "Бремен", тем самым заставив его выйти из боя. За атаку командир В. А. Меркушев был награждён георгиевским оружием. В 1916 году командиром лодки был назначен старший лейтенант К. Ф. Терлецкий.
К осени 1917 года корабль нуждался в капитальном ремонте, перешёл в Петроград, осенью 1918 года поднята на гинях спасательного судна "Волхов" ("Коммуна") и отремонтирована, после чего отправлена по железной дороге на Каспий. В 1919-1920 годах совершил переход по Волге из Астрахани в Нижний Новгород и обратно. Из-за мелководья остался на зимовку близ Казани. В середине 1920 года, после завершения боевых действий на Каспии, направлен на Чёрное море, однако так туда и не прибыл. В 1922 году сдан в порт Баку на хранение, в 1925 году был списан и разделан на металл.