Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

СТО ЛЕТ ЛЕДОВОМУ ПОХОДУ (забытый юбилей)



Ледовый поход Балтийского флота — операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата
германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт. Была осуществлена
в тяжёлых ледовых условиях февраля — мая 1918 года. Операцией руководил начальник Морских сил
Балтийского моря А. М. Щастный. В результате операции были спасены от захвата и перебазированы
236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.



В феврале 1918 года корабли Балтийского флота, находившиеся в Ревеле, были перебазированы в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками, 18 февраля перешедшими в наступление по всему фронту. Последние корабли покинули Ревель 25 февраля — в день, когда в город вошли немцы. Переходом руководил А. М. Щастный, 1-й помощник начальника военного отдела Центробалта, фактически командовавший Балтийским флотом.
Согласно подписанному 3 марта 1918 года Брестскому миру (статья 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причём предусматривалось, что до тех пор, пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь "незначительные команды", которые легко могли быть нейтрализованы немцами.
Боевые действия в Южной Финляндии в ходе Гражданской войны
5 марта германский флот прибыл к Аландским островам, которые в дальнейшем использовались как база для германской интервенции в Финляндию.
В связи с реальной опасностью захвата германскими и финскими войсками кораблей Балтийского флота, базировавшихся в Гельсингфорсе, советское правительство приняло решение о немедленном переводе флота в Кронштадт. Этой операцией также руководил А. М. Щастный.
Первоначально 12 марта в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса четыре линейных корабля и три крейсера, которые прибыли в Кронштадт 17 марта.
3 апреля на полуострове Ханко высадилась немецкая Балтийская дивизия (12 тысяч бойцов), а 7 апреля в районе Ловиисы высадился отряд полковника Бранденштейна (около 3000 штыков и 12 орудий).
4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд Балтийского флота (два линкора, два крейсера, две подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившую повреждение и вернувшуюся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.
5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил Балтийского моря (фактически исполнял эти обязанности уже в марте, после смещения с этой должности А. В. Развозова). В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, пять минных заградителей, шесть тральщиков, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырёх ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).
20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.

Также вывезли две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, другое снаряжение. Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.
Троцкий продолжил действия по ликвидации русского флота. 3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению. Об этом узнали моряки. Приказ уничтожить с таким трудом и жертвами спасённые корабли вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которые стояли на Неве в Петрограде, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». 22 мая на 3 съезде делегатов Балтфлота заявили, что флот будет уничтожен только после боя. Схожим же образом ответили моряки в Новороссийске.

Капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный, начальник Морских сил
Балтийского флота, на палубе посыльного судна «Кречет» во время Ледового похода.


Командующие флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин были вызваны в Москву. По личному указанию Троцкого 27 мая Щастный был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, в попытке установить «диктатуру флота». Проходивший 20—21 июня Революционный трибунал приговорил его к смертной казни - это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Декрет о восстановлении в России ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. В ночь с 21 на 22 июня Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища.

По другим данным "Революционный трибунал" судил спасителя русского флота заочно.
Алексей Михайлович Щастный был убит при попытке ареста в кабинете Троцкого.
Где он оказал яростное сопротивление убив двух охранников Троцкого, а сам Троцкий
едва избежал смерти.
Пуля выпущенная Щастным прошла в нескольких сантиметрах от головы главного
военмора революции.
Tags: Большевики, Великая Война, История, Корабли, Люди, Россия, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment