Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Станок Иван Норман. Неожиданное продолжение.

США к началу второй мировой войны располагали
мощнейшей станкостроительной промышленностью.
Фирм производителей было множество.
AJAX. Atlas. Bridgeport. Burgmaster. Burke. Buffalo.
Cincinnati. Clausing. Craftsman. Harding. Hauser.
Index. Jones Lamson. LeBlond. Logan. Monarch.
Nichols. Pratt & Whitney. Rockvell. Sharp. Sheldon.
South Bend. Van Norman.
И ещё десятка полтора....
С большинством станков в СССР, так никогда и не
познакомились-бы, если-б не "Ленд-Лиз".
Завозились Монархи, Цинцинатти, Ван Норманы,
Саут-Бенды, Индексы, Баффало... и пр... . Причём
в дюймовом исполнении.
Уже в СССР нониусы менялись ( перебивались..)
на метрические.
Наши трудяги высоко оценили и уровень производства,
удобство, прочность, надёжность американов.


Всего в 1941-44 годах из США в СССР было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков,
из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было
произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов.
Наряду с партиями отдельных машин и механизмов союзники предоставили Советскому
Союзу несколько производственно-технологических линий, и даже целые заводы. Американские
нефтеперерабатывающие предприятия в Куйбышеве, Гурьеве, Орске и Красноводске, шинный
завод в Москве дали свою первую продукцию в конце 1944 года. Вскоре заработали автосборочные
линии, переданные Советскому Союзу из Ирана, и завод по производству алюминиевого проката.
Благодаря завозу более тысячи американских и британских электростанций ожили промышленные
предприятия и жилые кварталы многих городов. По крайней мере, два десятка американских
передвижных электростанций позволили решить проблему энергоснабжения Архангельска в
1945-м и в последующие годы.
И еще один очень важный факт, связанный с ленд-лизовскими станками. 23 января 1944 года на
вооружение Красной армии был принят танк Т-34-85. Но его производство в начале 1944 года велось
только на одном заводе Љ 112 ("Красное Сормово"). Крупнейший производитель "тридцатьчетверок",
нижнетагильский завод Љ 183, перейти на выпуск Т-34-85 не мог, так как нечем было вести обработку
зубчатого венца башни диаметром 1600 мм. Имевшийся на заводе карусельный станок позволял вести
обработку деталей диаметром до 1500 мм. Из предприятий НКТП такие станки имелись лишь на
Уралмашзаводе и заводе Љ 112. Но поскольку Уралмашзавод был загружен программой выпуска танка
ИС, надеяться на него в плане выпуска Т-34-85 не приходилось. Поэтому новые карусельные станки
были заказаны в Великобритании (фирма "Лоудон") и США ("Лодж"). В результате первый танк Т-34-85
покинул цех завода Љ 183 только 15 марта 1944 года. Таковы факты, с ними, как говорится, не поспоришь.
Не получи завод Љ 183 импортные карусельные станки, не вышли бы из его ворот новые танки. Вот и
получается, что, по совести говоря, нужно 10 253 танка Т-34-85, выпущенных нижнетагильской "Вагонкой"
до конца войны, приплюсовать к ленд-лизовским поставкам бронетехники.
В 1945-м году поставки промышленного оборудования приняли масштабы  лавины.
Доставленные в последний год войны промышленные изделия включали 23,5 тыс. станков, 1526 кранов и
экскаваторов, 49,2 тыс. тонн металлургического, 212 тыс. тонн энергетического оборудования, в том числе
турбины для Днепрогэса. Чтобы понять значение поставок этих машин и механизмов, можно сравнить их с
производством на отечественных предприятиях в 1945 году. В этот год в СССР было собрано всего лишь
13 кранов и экскаваторов, произведено 38,4 тыс. металлорежущих станков, а вес выпущенного металлургического
оборудования составил 26,9 тыс. т. Номенклатура ленд-лизовского оборудования и комплектующих насчитывала
тысячи наименований: от подшипников и измерительных приборов до врубовых машин и металлургических станов.
Американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что половина
станочного парка этого предприятия была поставлена по ленд-лизу.
Мало было произвести танки и самолеты, надо было еще доставить их на фронт. Выпуск же магистральных
паровозов в СССР составил в 1940 году - 914, в 1941 - 708, в 1942 - 9, в 1943 - 43, в 1944 - 32, в 1945 - 8.
Магистральных тепловозов в 1940 году было выпущено 5 штук, а в 1941-м - один, после чего их выпуск был
прекращен до 1945 года включительно. Магистральных электровозов в 1940 году было произведено 9 штук,
а в 1941-м - 6, после чего их выпуск также был прекращен. Таким образом, в годы Великой Отечественной
войны парк локомотивов за счет собственного производства не пополнялся. По ленд-лизу же в СССР было
доставлено 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (по другим данным 1981 локомотив). Таким образом,
поставки по ленд-лизу превосходили общее советское производство паровозов в 1941-1945 годах в 2,4 раза,
а электровозов - в 11 раз. Производство грузовых вагонов в СССР в 1942-1945 годах составило 1087 штук по
сравнению с 33 096 в 1941-м. По ленд-лизу же было поставлено в общей сложности 11 075 вагонов, или в
10,2 раза больше советского производства. Кроме того, поставлялись железнодорожные крепления, бандажи,
паровозные оси и колеса. По ленд-лизу же в СССР было поставлено 622,1 тыс. т железнодорожных рельсов,
что составляло 83,3 % общего объема советского производства. Если же исключить из подсчетов производство
за вторую половину 1945 года, то ленд-лиз по рельсам составит 92,7 % от общего объема советского рельсового
производства. Таким образом, почти половина железнодорожных рельсов, использованных на советских железных
дорогах во время войны, поступила из США.
Без преувеличения можно утверждать, что поставки по ленд-лизу предотвратили паралич железнодорожного
транспорта СССР в годы войны и позволило быстро восстанавливать железнодорожные пути на освобождённых от
оккупации территориях СССР.

PS
И для затравки новой темы одно замечание.
20 сентября 1945-го года И.В. Сталин приказал остановить приёмку грузов
по Ленд-Лизу.
Какие у него были мотивы так поступить, почему Сталин встал в позу неприличную положению
СССР на конец 1945-го года   это дело десятое.
А вот то что в результате этого действия СССР потерял значительные
ресурсы это факт с которым не поспоришь.
Сколько-же СССР потерял уже заказанных, произвёдённых промышленностью
США,  Великобритании и Канады значительная  часть которых уже находилась в пути, неизвестно.
Этот вопрос ещё предстоит  изучать. Тут оценки сильно расходятся, от 1 миллиарда долларов
до 3-х и даже ПЯТИ. Что-же предполагалось к поставкам в СССР по Ленд-Лизу после войны.
1. Продовольствие, медикаменты, предметы широкого потребления.
2. Заводское оборудование для восстановление промышленности невоенного сектора -- пищевой,
лёгкой, производящей товары народного потребления и сельскохозяйственный инвентарь.
Особенно ценен был-бы завод для производства антибиотиков.
Завод ушёл в 1946-м году в Японию.
3. Сельхозтехнику, сельхозинвентарь, удобрения.
4. Стройматериалы
5. Автомобили, строительная техника, паровозы, вагоны, опять же рельсы в больших масштабах.
6. Сырьё и полуфабрикаты для промышленности -- лёгкой, пищевой, химической медецинской.
Получение этих грузов позволило-бы избежать или сильно сгладить все те негативные
последствия которые принесла с собой война, особенно голод.
К чему привели эти действия.
То что все эти товары были в последствие уничтожены или перенаправлены
в страны Западной Европы и Японию это не так важно. Не важно что фирмы США понесли большие убытка.
Ленд-Лиз оплачивало федеральное правительство США и только ту часть которую официально приняла страна
получатель.
Важно другое -- только после этого федеральные власти США стали требовать
оплатить часть поставок, немедленно и вернуть не разрушенную и не утраченную военную технику и оборудование.
Это хоть и было прописано в Ленд-Лиза но власти США не собирались требовать назад свой имущество и срочной оплаты.
Как они не требовали с Китая, Франции, Великобритании и прочих получателей Ленд-Лиза.
С СССР требовали даже оплатить фрахт судов которые были задействованы в перевозках грузов
по Ленд-Лизу после 2 сентября 1945 года.  А техника  и оборудование которые Союз вернул
были демонстративно уничтожены.
И что немаловажно -- никаких политических, экономических, военных и прочих уступок
от СССР ни США ни Великобритания не требовали.
Именно эти действия Сталина стали тем спусковым механизмом который и привёл к
глобальной конфронтации.
Во втором приглашении к танцам Англо-саксы не нуждались.
Ещё необходимо вспомнить о займе в размере 10-ти млрд долларов
на восстановление народного хозяйства что Рузвельт предложил Сталину
в Ялте, под низкие проценты , которые впрочем обязалось оплатить американским банкам
федеральное правительство США, сроком на 50-т лет.
Было только одно условие -- кредит будет связанным. Все поставки будут осуществлять фирмы США,
а Советское правительство этих денег  даже не увидит.
Эти-же предложения повторил Трумен в Потсдаме.
Но Сталина, видимо, такие условия не устраивали. Он сам хотел рулить деньгами.
Tags: Вторая Мировая, Ленд-Лиз, СССР, США, Сталин, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments