Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Смертью запечатлел свой подвиг




Сегодня имя Петра Ниловича Черкасова в России помнят немногие: кучка любителей
военно-морской истории да краеведы. А вот на Западе капитан Черкасов и его корабль
"Сивуч" остаются символом того, как русские сражаются на море: погибают, но не сдаются.






"Смертью запечатлел свой подвиг", - с этой записью капитан II-го ранга, нижегородец Пётр Нилович Черкасов, в августе 1915 года был исключён из списков личного состава военно-морского флота России. Командир канонерской лодки «Сивуч», которая в одиночку остановила немецкую эскадру, был посмертно награждён орденом Святого Георгия и получил звание капитана I-го ранга. Восхищение русским героем выплеснулось в демонстрации во славу русского оружия по всему миру: французы, англичане и даже австралийцы и жители Новой Зеландии вышли на улицу с российскими флагами. "Пройдут годы, забудутся все события нынешней войны, а подвиг "Сивуча" останется в истории", – писала в 1915 году английская газета "Star", а за канонерской лодкой капитана Петра Ниловича Черкасова навсегда закрепилось имя балтийского "Варяга".

Пётр Нилович Черкасов родился 1 июля 1882 года в семье контр-адмирала Нила Васильевича Черкасова и Ольги Алексеевны Турчаниновой, дочери Нижегородского губернского предводителя дворянства. Всего у четы Черкасовых было семеро детей: пять сыновей и две дочери. Трое наследников, Анатолий, Василий и Пётр, пошли по стопам отца, посвятив свою жизнь военно-морскому флоту. И ни за одного из них контр-адмиралу не пришлось краснеть.

Старший из братьев, Анатолий Черкасов, в 1914 году погиб при испытании первой русской подводной лодки «Дельфин» и был с почестями похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Средний брат, Василий, до 1917 года служил на флоте, участвовал в многочисленных сражениях, неоднократно награжден. Будучи прекрасным специалистом военной инженерии, он написал ряд фундаментальных учебных пособий по тактике и стратегии морского боя. Большую ценность имеют также его мемуары "Записки артиллерийского офицера".



"Сивуч II" -- канонерская лодка Балтийского флота.
Строительство канонерской лодки "Сивуч II" началось 12 июня 1906 года на судоверфи "Невского судостроительного и механического завода" в Санкт-Петербурге. Сивуч был спущен на воду 1 августа 1907 года, вступил в строй после испытаний 6 августа 1908 года. После вступления в строй была задержана на Балтийском море из-за неудовлетворительных мореходных качеств.
С 1910 года "Сивуч" находился в составе 2-й минной дивизии, которая базировалась на Свеаборге. В 1913 году он был зачислен в состав учебно-минного отряда.
В период Великой Войны входил в состав флангово-шхерной позиции, выставлял мины в Рижском заливе, проводил обстрелы позиций противника в прибрежной полосе.
В начале августа 1915 года германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец” поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.
6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) русские канонерки встретились с германским крейсером “Аугсбург” и эсминцами “V-29” и “V-100”. Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. Но быстроходные корабли противника их догнали, осветили прожекторами и через 15 минут с дистанции 25 каб. открыли стрельбу. В начале боя немецкие корабли сосредоточили огонь на головной канонерской лодке “Сивуч” и сразу добились нескольких попаданий. С разбитыми кормовыми орудиями “Сивуч”, прикрывая “Корейца”, развернулся и, введя в бой носовую артиллерию, пошел на врага. В это время комендорам “Корейца” удалось сбить носовой прожектор на германском крейсере. На некоторое время все погрузилось во тьму. Пытаясь ввести в действие кормовой прожектор “Аугсбург” развернулся и потерял из виду “Корейца”. Прожектор крейсера сквозь туман уперся в медленно двигавшийся силуэт “Сивуча”. По контурам корабля “Аугсбург” принял “Сивуча” за линейный корабль “Слава” и вызвал к себе помощь. Через 20 минут к месту боя подошли 7 германских эсминцев, а также линкоры “Нассау” и “Позен”, которые обрушили на “Сивуч” мощь своих 280-мм орудий. В атаку на канонерскую лодку устремились вражеские эсминцы “S-176”, “S-178”, “S-179” и “V-185” 8-й германской флотилии. По лодке в общей сложности было безрезультатно выпущено 6 торпед.
Героически сражавшийся под командованием капитана 2 ранга П.Н. Черкасова, “Сивуч” в 32-минутном бою нанес повреждения крейсеру и эсминцу, но был расстрелян с близкого расстояния. Превратившись в костер и погружаясь в воду, русский корабль продолжал вести огонь из единственного уцелевшего 75-мм плутонгового орудия мичмана М. Мурзина. В 21 час 30 минут лодка перевернулась и, окутавшись паром, ушла под воду.
В это время “Корейцу” удалось в темноте скрыться под берегом. Утром следующего дня, находясь среди отмелей мыса Меррис, командир “Корейца” капитан 2 ранга И.К. Федяевский получил с берега ложное сообщение о высадке немецкого десанта у Пернова. Считая себя отрезанным от Моонзунда, он приказал свезти на берег ценное оборудование и оружие, а затем подорвать лодку, чтобы она не досталась врагу. (Впоследствии две 120-мм пушки “Корейца” были дополнительно поставлены на канонерскую лодку “Хивинец”). Вскоре выяснилось, что это было поспешное решение, так как уже 8 августа немецкие корабли, так и не выполнив поставленных задач, покинули Рижский залив.
Из 148 человек команды “Сивуча” немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой “Сивуч” погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца “Севастополь”. За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин. Экипаж “Сивуча” по праву должен занять место в одном ряду с героями “Варяга


Tags: Бессмертный Полк, Великая Война, История, Корабли, Люди, Николай II, Россия, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment