Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

Чукчи весёлые и суровые люди севера, Сочинители остроумных анекдотов про чукчей...















ЧУКЧИ -- СУРОВЫЕ ВОИНЫ СЕВЕРА



Все слышали анекдоты про чукчей. Сами чукчи и сочиняют эти короткие, остроумные и смешные истории. Они обожают подшучивать над собой.

Чукчи придумали поговорку "смех делает человека сильным".
Эта фраза считается жизненным кредо каждого чукчи. Смерти они не боятся, убивают легко, не испытывая тяжести. Для других людей непонятно, как можно сначала плакать над смертью близкого человека, а потом смеяться? Но уныние и тоска для чукчи – признак того, что человека "захватил" злой дух Келе, и это порицалось. Поэтому чукчи постоянно шутят, подтрунивают друг над другом, смеются. С детства чукчей приучают быть веселыми. Считается, что если ребенок долго плачет, то его плохо воспитали родители. Девушек для замужества тоже выбирают по нраву. Если девушка весела и с чувством юмора, у нее больше шансов выйти замуж, чем у вечно грустной, так как считается, что унылая девушка – больная, от того и недовольная, потому что она думает о болезнях.

И при этом трудно отыскать более воинственный и свирепый, работящий, сплочённый и находчивый  народ чем чукчи. Всё дело в их национальной черте -- они все дела всегда доводят до конца, ничего не бросают не достигнув поставленной цели. Если не получается с первого раза пробуют ещё и ещё раз,
Проявляя при этом чудеса изобретательности и подчас упрямства переходящего в упёртость.
Они прирождённые воины с детства. Если чукча не воин то он и не мужчина, его попросту нет.
Быть воином мальчиков учат практически с рождения. Спартанское воспитание было куда мягче и "гуманнее" воспитания будущих чукотских воинов.

«Настоящие люди»
Чукчи – это искаженное "чаучи" --  оленеводы, а сами они называют себя луораветланы -- "настоящие люди".


Да, они -- шовинисты, которые считают остальных второсортными. Они шутят над собой, называя себя "потным народцем" и в подобном роде. При этом нюх чукчей не особо уступает нюху собак, а генетически они от нас ой как отличаются.


***Детство

Существуют записи очевидцев, которые описывают шокирующие прецедентны из жизни чукчей даже начала прошлого века. Например, у одного из них стал сильно болеть живот. К утру боль только усилилась, и воин попросил товарищей убить его. Те незамедлительно выполнили просьбу, даже не придав особого значения случившемуся.
Чукчи верили, что у каждого из них есть 5-6 душ. И для каждой души может быть свое место в раю - «Вселенной предков». Но для этого следовало выполнить некоторые условия: достойно погибнуть в бою, быть убитым от руки друга или родственника, или умереть своей смертью. Последнее – слишком большая роскошь для суровой жизни, где на заботу других уповать не стоит. Добровольная смерть для чукчей – обычное дело, достаточно лишь попросить о таком «убийстве себя» родственников. Так же поступали при ряде тяжелых болезней.


Как и у индейцев, у чукчей суровое воспитание мальчиков начиналось с 5-6 лет. Спать с этого времени кроме редких исключений позволялось лишь стоя, опершись на полог яранги. При этом юный чукотский воин спал чутко: для этого взрослые подкрадывались к нему и обжигали то раскаленным металлом, то тлеющим концом палки. Маленькие воины (мальчиками как-то язык не поворачивается их назвать), в итоге, начинали молниеносно реагировать на любой шорох…

Бегать приходилось за оленьими упряжками по снегу десятки километров, а не ездить на санях, прыгать – с привязанными к ногам камнями. Лук был неизменным атрибутом: у чукчей вообще зрение – не в пример нашему, дальномер практически безупречен. Именно поэтому чукчей со Второй мировой войны так охотно брали в снайперы.

Была у чукчей и своя игра с мячом (из оленьей шерсти), сильно напоминавшая современный футбол (только играли луораветланы в эту игру задолго до «основания» футбола англичанами). А еще любили здесь бороться. Борьба была специфической: на скользкой моржовой шкуре, дополнительно смазанной жиром, надо было не просто одолеть соперника, а кинуть его на острые кости, расставленные по краям. Именно таким противостоянием уже взрослые юноши будут выяснять отношения со своими врагами, когда почти в каждом случае проигравшему грозит смерть от куда более длинных костей.

Путь во взрослую жизнь лежал для будущего воина через испытания. Т.к. ловкость ценилась этим народом особо, то и на "экзамене" делали ставку на нее, да на внимательность. Отец посылал сына на какое-то задание, но не оно было главным. Отец незаметно выслеживал сына, и как только тот садился, терял бдительность или попросту превращался в "удобную мишень", то в него тут же выпускалась стрела. Стреляли чукчи, как уже упоминалось выше, феноменально. Так что среагировать и уйти от «гостинца» было делом не простым. Пройти экзамен можно было лишь одним способом - выжить после него.

Ах да… Не стоит считать отцов такими уж жестокими: стреляя по сыну, глава семейства не смазывал наконечник ядом, так что ранение оставляло шансы выжить. На войне же без яда стрелы не летали…

***Смерть? А что ее боятьсяо
Существуют записи очевидцев, которые описывают шокирующие прецедентны из жизни чукчей даже начала прошлого века. Например, у одного из них стал сильно болеть живот. К утру боль только усилилась, и воин попросил товарищей убить его. Те незамедлительно выполнили просьбу, даже не придав особого значения случившемуся.
Чукчи верили, что у каждого из них есть 5-6 душ. И для каждой души может быть свое место в раю - "Вселенной предков". Но для этого следовало выполнить некоторые условия: достойно погибнуть в бою, быть убитым от руки друга или родственника, или умереть своей смертью. Последнее – слишком большая роскошь для суровой жизни, где на заботу других уповать не стоит. Добровольная смерть для чукчей – обычное дело, достаточно лишь попросить о таком «убийстве себя» родственников. Так же поступали при ряде тяжелых болезней.

Проигравшие бой чукчи могли перебить друг друга, а про плен особо не думали: "Если я стал тебе оленем, то чего медлишь?" - говорили они победившему врагу, ожидая добивания и даже не думая просить пощады.
***Война – это честь

Чукчи – прирожденные диверсанты. Малочисленные и свирепые, они были настоящим ужасом для всех, кто жил в зоне досягаемости. Известным фактом является то, что отряд коряков – соседей чукчей, присоединившихся к Российской империи, насчитывавший полсотни человек, бросался врассыпную, если чукчей было хотя бы два десятка. И не смейте обвинять в трусости коряков: их женщины всегда имели с собой нож, чтобы при нападении чукчей убить детей и себя, лишь бы избежать рабства.

С коряками "настоящие люди" воевали одинаково: сначала были торги, где каждый неверный и просто неосторожный жест мог быть понят как сигнал к резне. Если погибали чукчи, то их товарищи объявляли обидчикам войну: вызывали тех на встречу в назначенном месте, стелили шкуру моржа, смазывали ее жиром… И, конечно же, вбивали по краям множество острых костей. Все как в детстве.

Если же чукчи шли в грабительские рейды, то они просто резали мужчин и брали в плен женщин. С пленными обращались достойно, но гордость не позволяла корякам сдаваться живыми. Мужчины живыми в руки чукчей попадать тоже не хотели. В таких случаях враг привязывался к вертелу, и методично прожаривался над костром.
***Чукчи и Российская империя
Русских казаков в 1729 году искренне просили «не чинить насилия над немиролюбивыми народами севера». То, что чукчей лучше не злить, их соседи, присоединившиеся к русским, знали на своей шкуре. Однако у казаков, видимо, взыграли гордыня и зависть к такой славе «некрещенных дикарей», поэтому якутский казачий голова Афанасий Шестаков и капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий пошли на земли «настоящих людей», уничтожая все, что встречали на своем пути.
Несколько раз чукотских вождей и старейшин приглашали на встречу, где их попросту подло убивали. Для казаков все казалось просто… Пока чукчи не поняли, что играют не по тем правилам чести, к которым привыкли сами. Через год Шестаков и Павлуцкий дали чукчам открытый бой, где у последних шансов было не так много: стрелы и копья против порохового оружия – не лучшее оружие. Правда, Шестаков и сам погиб. Луораветланы начали настоящую партизанскую войну, в ответ на которую сенат в 1742 году распорядился уничтожить чукчей начисто. Последних было менее 10 000 человек с детьми, женщинами и стариками, задача казалась такой простой.
До середины XVIII века война была жесткой, но вот уже и Павлуцкого убили, и отряды его разбили. Когда российские чиновники разобрались, какие потери они несут, то ужаснулись. Кроме того, прыти у казаков поубавилось: стоило победить чукчей неожиданным набегом, как оставшиеся в живых дети и женщины убивали друг друга, избегая плена. Сами чукчи смерти не боялись, пощады не давали и могли истязать крайне жестоко. Испугать их было нечем.


В срочном порядке издается указ, запрещающий вообще злить чукчей и лезть к ним "со злым умыслом": за это решено было ввести ответственность. Чукчи вскоре тоже стали успокаиваться: захватить Российскую империю нескольким тысячам воинам было бы слишком обременительной задачей, смысла в которой сами луораветланы не видели. Это был единственный народ, который  Россия не могла подчинить военной силой, невзирая на их ничтожную численность.





Спустя пару десятилетий империя вновь вернулась на земли воинственных оленеводов, боясь, что с теми "заведут опасный мир" французы и англичане. Чукчей брали подкупом, уговорами, ублажениями и водкой. Дань чукчи платили "в том размере, который сами выберут", т. е. не платили вовсе, а "помощь государеву" им возили так активно, что легко было понять, кто кому на самом деле платит дань.
На самом деле империя в этот период отношений с "настоящими людьми" вела разведку. Были составлены точные карты, установлены самые свирепые и сильные племена, районы их обитания, секретные места с запасами продуктов, оружия и прочих необходимых в тундре вещей.
Потом последовал молниеносный рейд специально подготовленных для таких операций казачьих отрядов. Намеченные к уничтожению племена были вырезаны до последнего человека.  Оставшиеся племена, на этот раз предпочли подчинится, тем самым признав что русские тоже настоящие люди и такие свирепые воины что им не позорно подчинится. Этим племенам и были розданы освободившиеся земли и захваченное имущество и олени.
На этом русско-чукотские войны в основном закончились. "Настоящие люди" стали платить дань империи как и другие народы севера.


***Отношения с другими народами.
Веяния Европы чукчам были – как зайцу стоп-сигнал. Они торговали со многими, однако наибольшее обоюдное уважение в торговле проявляли… с японцами. Именно у японцев чукчи закупали свои металлические латы, которые были точь-в-точь как у самураев.

А самураи были восхищены мужеством и ловкостью чукчей: последние являются единственными воинами, которые, согласно многочисленным свидетельствам современников и очевидцев, способны были не просто уклоняться от стрел, но и ловить их руками налету, умудряясь кидать (руками!) обратно во врагов.



Американцев чукчи презирали  за нечестную торговлю, и любили  погонять их в своих пиратских набегах. Последний набег чукчи устроили в 1947 году. Это был поистине массовый набег в котором приняли участие представители всех чукотских племён. Чукчи тогда вернулись с богатой добычей. По этому поводу был даже международный скандал. Госдеп США требовал выдать всех участников набега для суда в США. Была даже проведена специальная карательная операция.. Правда особого успеха не имевшая. Советской власти было далеко до Российской империи сумевшей подчинить даже "настоящих людей" Чукотки.
Перепадало и канадцам: известна история, когда чукчи захватили на канадском побережье чернокожих рабынь. Распробовав, что это все же женщины, а не злые духи, чукчи забрали их себе в качестве наложниц. Чукотские женщины не знают, что такое ревность и потому восприняли подобный трофей мужей нормально. Ну а негритянкам запретили рожать, т.к. они были «неполноценными людьми», до старости продержав их в наложницах. По словам очевидцев, рабыни своей новой судьбой были довольны, и лишь жалели, что их не выкрали раньше.

Во время революции чукчи опять стали вести себя независимо и отказались подчинятся кому-бы-то-ни-было кроме Белого царя.
И вернулись к своим старым традициям, вспомнив боевую славу предков.

Советская власть, решив нести огонь коммунистической идеологии и цивилизации в далекие чукотские яранги, радушного приема не получила. Попытка надавить на чукчей силой оказалась непростой задачей: сначала все "красные" с близлежащих территорий наотрез отказывались воевать с чукчами, а потом смельчаки, прибывшие сюда издалека, стали пропадать отрядами, группами, лагерями. В основном пропавших не находили. В редких случаях удавалось разыскать останки перебитых колонистов-неудачников.
В итоге "красные" решили пойти проторенным при царе путем подкупа, прибавив к этому набору ещё и море водки. Чтобы чукчи не стали символом независимости, их просто-напросто превратили в спившихся ещё в детстве бомжей. Страх и восхищение перед чукчами сменили на образ алкаша-недоумка.
Этот конвейер был остановлен только в наше время при начальнике Чукотки Абрамовиче. Он прекратил политику спаивания целого народа.
Дело в том что чукчи совершенно не имеют защитных механизмов от алкоголя и становятся алкоголиками от одного стакана водки.
Но они так-же легко и излечиваются от алкоголизма. Достаточно оставить их без вожделенной огненной воды на 2-3 года.

Чукчи – это Воины.

Это Великие Воины севера, о которых мы так мало знаем.




Tags: Дальний Восток, История, Люди, Россия сегодня, Фоторепортаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment