Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Завод "Дукс" Юрия Меллера: производство автомобилей, велосипедов и самолётов


о недавнего времени писать о предпринимателях у нас было не принято, поэтому об основателе старейшего в России авиазавода "Дукс", в 1910-е — 1920-е годы — флагмана отечественного самолётостроения, до недавнего времени не было ни строчки ни в одной советской энциклопедии. Между тем Юлия (Юлиуса) Александровича Меллера (Moeller), открывшего в 1893 г. механическую мастерскую, ныне по праву можно называть авиастроителем № 1 в России. Созданная им всего годом позже братьев Райт велосипедная фабрика "Дукс Ю.А. Меллер№ за свою долгую историю сменила немало названий и образцов самой новейшей механической продукции — от велосипедов, мотоциклов, паро-, электро— и автомобилей до аэросаней, дирижаблей, самолётов и авиационного вооружения — в конце XX века вернула себе первое название — ОАО "Дукс" и сейчас является основным экспортным поставщиком авиационных ракет класса "воздух—воздух" во многие страны мира.





Юлий Александрович Меллер


Братья Меллеры: Константин, Юлий, Иван и Роберт.


Семья Меллер — и это еще не в полном составе!

Юлий Меллер с сыном Александром


Начиналось все с производства велосипедов. Компания производила различные версии: дорожные, гоночные и даже специальные военные — по заказу русской армии.

В начале 20 века "Дукс" стала расширять ассортимент выпускаемой продукции. Вначале Меллер стал строить различные варианты мотодрезин и автомобилей на железнодорожном ходу, мотоциклов.



В 1902 году фирма создала свой первый автомобиль с паровым двигателем, схожий по конструкции с американскими Stanley. За эти паромобили в 1902 году на конкурсе в Михайловском манеже фирма получила два первых приза. А чуть позже автомобили «Дукс» уже принимали участие в соревнованиях, и вполне успешно. В частности, в Михайловском манеже, в Санкт-Петербурге был проведен конкурс «На ловкость управления автомобилем». Победу одержала женщина, на двухместном паровом автомобиле "Дукс".


Pавод  "Дукс" в начале 20 века.








Русский  дирижабль "Ястреб", построенный на "Дуксе" в 1910 году.

Фарман-4 и его создатели. За штурвалом сидит авиатор Сергей Исаевич Уточкин.

Летное поле Ходынского аэродрома с ангарами и беседкой Дукса.

"Фарман-Дукс" -- серебряный призёр конкурса военных аэропланов 1912 года.

Самолета Моран-монокок во дворе авиазавода "Дукс".




Позже компания начнет выпуск и бензиновых машин, по лицензии американской фирмы Oldsmobile. Но тяга к чему-то новому сподвигла хозяев предприятия в 1910 году заняться выпуском самолетов и дирижаблей.

После национализации декретом Совета Народных Комиссаров от 28 июня 1918 года завод "Дукс" был переименован в "Государственный авиационн
й завод №1".

Статью Анатолия Дёмина, откуда взята большая часть фотографий, можно почитать по адресу
http://www.airaces.ru/stati/zavod-duks-yuriya-mellera-proizvodstvo-avtomobilejj-velosipedov-i-samoljotov.html


Tags: Автомабили, Индустриализация, История, Люди, Николай II, Промышленность, Россия, Самолёты, Фоторепортаж
Subscribe

  • Клуб 500%

    1. Чжун Шаньшань (прирост 3300%/66 млрд долларов), Китай. За год пандемии его состояние выросло на ошеломляющие 3300% - с 2 до 68 миллиардов…

  • К дню космонавтики.

    Где первая в мире женщина-космонавт и космонавт номер десять Валентина Владимировна Терешкова? Не за её поступок в прошлом году Валентину…

  • Время -- вперёд

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments