Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Промышленность Российской Империи.

Заявление любителя Сталина под ником Paul.

"Страна, которая даже в годы войны не смогла освоить массовый выпуск двигателей, ГСМ и технической резины. а следовательно - автомобилей, танков и самолётов - через 25 лет с треском продула бы войну уж тем более - объединённой Европе!
Стране которая не производила станков и подшипников от слова совсем была только одна дорога - на свалку истории"

Теперь о некоторых заводах.


***Про двигатели.
Был в России такой старейший завод - "Механический завод Людвиг Нобель". С 1862 года. Он много чего выпускал, в том числе для нефтедобычи и нефтепереработки. А когда Дизель изобрел свой мотор, Нобель быстренько купил у него лицензию и организовал производство дизелей на своем заводе. Причем, внес в конструкцию двигателя изменения, позволившие ему работать на сырой нефти. В Европе за такими моторами закрепилось название "русский дизель". Факт производства дизелей на заводе Нобеля помог Дизелю получить Гран-При Парижской выставки 1900 года.
Интересно отметить, что в двадцатых годах национализированный завод Людвиг Нобель получил название "Русский дизель".
Советский справочник "Народное хозяйство СССР за 1913-1955 гг" приводит такие сведения об объеме выпущенной продукции в 1913 году: были построены дизели общей мощностью 35 тысяч л.с.
Конечно, это были крупные агрегаты, рассчитанные на установку на кораблях, заводах, но не на автомобилях или самолетах.
Но были и заводы которые производили двигатели для авиации. На 16-й год в России работало четыре завода производивших авиадвигатели и один был в процессе запуска сирийного производства двигателей для тяжолёх самолётов "Илья Муромец".
Это Механический завод в Петрограде. Туда был эвакуирован Русско-Балтийский завод, а двигатель назывался М-1(РБВЗ-6).
***Про станки.
В России не было чисто станкостроительных заводов. Впрочем, и вообще не было заводов, выпускающих продукцию только одного вида.
Это считалось не выгодным с точки зрения производства, опасным в финансовом отнашении и чревато банкротством в случае падения спроса на эту продукцию.
Станки изготавливались на различных машиностроительных предприятиях. Например, на Путиловском заводе, на Коломенском заводе.
Вообще, сведений, которые были бы доступны в сети, я много не нашел - в основном пишут о продукции машиностроения, не выделяя станки отдельно. Поэтому я решил поинтересоваться историей флагмана советского станкостроения - завода "Красный пролетарий". И выяснил, что в раньшее время он назывался "Общество механическикх заводов братьев Бромлей". Бромлеи - это англичане, перешедшие в русское подданство.
Вот что нашел о производственной деятельности этого завода во время войны:
"Во время Первой мировой войны Обществом производились станки для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, а также бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны и др. На рубеже 1916—1917 годов был открыто производство автомобильных частей и двигателей".
Всего в 1916-м году в Российской империи было сделано более 50-ти тысяч станков для мелалообработки и машиностроения.
Сохроняя эти темпы производства, или не так даже если-бы в следующие годы производство станков сократилось в двое то до 1941-го года
в Российской империи было-бы выпущено не менее 700 тысяч станков.
Согласно справки Госплана СССР. В СССР в 1928-м году сделано около 2-х тысяч станков, а в 1940-м году выпуск станков составил - 40,7 тысяч штук.
***Производство ГСМ.
Странно - я считал, что всем известно о НПЗ, которые были в России. Я даже сейчас вспомнил, что Д.И.Менделеев привлекался одним промышленником, чтобы наладить работу НПЗ.
Кроме того, хорошо известен факт, что термический крекинг нефти был изобретен русским инженером Шуховым. В двадцатых годах американцы хотели купить у него патент, но не сложилось - в результате пользовались его изобретением бесплатно.
Если говорить о конкретных компаниях, то мне проще всего вспомнить Нобеля - он успешно торговал с заграницей  керосином, смазочными маслами и мазутом.
Успехи русской нефтепереработки были не случайны - это был результат целенаправленной политики правительства: в 1896 году Николай Вторый своим указом  запретил экспорт сырой нефти. Это послужило стимулом для развития нефтепереработки и нефтяного машиностроения.
И в заключение: на таре компании "Стандарт ойл", мирового лидера нефтедобычи того времени (Рокфеллеры) размещался такой рекламный слоган - "Качество русских масел". Это я к тому, что русские нефтепродукты того времени славились во всем мире превосходным качеством.
***Техническая резина.
В Риге был такой заводик - "Товарищество Русско-Французских Заводов Резинового, Гуттаперчевого и Телеграфного производств под фирмой "Проводник". Он выпускал самые разные  изделия, в которых использовался каучук: галоши, линолеум, детские игрушки, спортивные мячи, шланги, изоляционное материалы, эбонит, непромокаемые ткани. Причем, галоши этого завода считались лучшими в Европе, и приносили огромную прибыль. А еще большую прибыль приносили этому заводу ... шины. Тут надо заметить, что в 1911 году в мировой резиновой промышленности российский "Проводник" занимал по размерам производства четвертое место, а по производству шин - второе. Третье, кстати, досталось своеобразному "двойнику" рижского предприятия - "Товариществу Российско-Американской Резиновой Мануфактуры "Треугольник" в Санкт-Петербурге. Перед мировой войной "Проводник" и "Треугольник" заключили картельное соглашение.
Российские покрышки хорошо продавались по всему миру и даже в странах с собственным производством автомобильной резины - они успешно конкурировали и с французской маркой Michelin, немецкой Continental и британской Dunlop.
***Танки.
Первое появление танков на поле боя случилось под Сомой в сентябре 1916 года. До февральского переворота оставалось пять месяцев. Вы считаете, что за это время можно было организовать массовый выпуск танков?
К тому же я не помню никаких упоминаний о крупном производстве  немецких танков в первую мировую. А ведь Германию трудно упрекнуть в технической отсталости.
Похоже, вы на самом деле упрекаете царское правительство вот в чем: зачем оно не организовало массовое производство танков Т-34 еще до начала мировой войны.
А танки у царя были, правда колёсные - Гарфорд-Путилов. Тяжолый броневик оснащённый трёхдюймовым орудием и тремя пулимётами.
Всего было выпущено 48 экземпляров. Фактически серия для войсковых испытаний. Основная серия должна была пойти в 1917-м году с большими дороботками которые устранили выявленные недостатки. Были сняты с вооружения в РККА в 1940-м году в следствие полной выроботки ресурса двигателя и ходовой части.
***Подшипники.
Специальных заводов производящих подшипники не было, как не было специализированных станкостроительных заводов.
Однако подшипники выпускали все крупные машиностроительные заводы империи, особенно паровозостроительные.
Но они-бы появились и без советской власти.
9 февраля, было высочайше утверждено постановление об образовании Русского акционерного общества "Шарикоподшипник СКФ". Первый в России специализированный подшипниковый завод предназначался для обеспечения потребности строящихся в то время  автомобильных заводов.
***25 лет
Это, похоже любимый тезис неосталенистов - если бы не большевики, то через 25 лет РИ проиграла бы во второй мировой войне.
Что было бы, чего не было бы - никто не знает. Если же говорить об обоснованных предположениях, то я считаю, что без февральского переворота и как его следствия - прихода к власти большевиков в Европе второй войны не было бы.
Отдельный интерес представляет вопрос о том, могло ли царское правительство хоть что-то сделать для развития современной промышленности в России, или же при этом правительстве Россия была обречена.
В поисках материалов о производстве дизелей я поинтересовался историей ЯМЗ - сегодняшнего лидера российского дизелестроения. И выяснил, что до 50 годов это был автомобильный завод, а основан он был в 1916 году промышленником Лебедевым. Дело в том, что в 1916 году правительством России была принята программа развития автостроения в стране, на которую было выделено 11 млн. рублей.
Но это ещё не все средства которые пошли на строительство новых заводов. В то время был популярный принцип частно-государственного софинансирования. И промышленники бравшие заказы у правиьтельства на строительство заводов добовляли к одному рублю кезённому 2-3-4 своих частных.
Военным ведомством были заключены контракты на строительство заводов и производство автомобилей:
- в Москве - с Рябушинским (впоследствии - завод ЗИЛ)
- в Ярославле - с Лебедевым (впоследствии - ЯМЗ)
- в Филях - с обществом Русско-Балтийского завода (сегодня - НПЦ Хруничева)
- в Рыбинске - с обществом "Русский Рено" (сегодня - НПО Сатурн)
- в Нахичевани - с обществом "Аксай" (сегодня - ростовский завод "Красный Аксай")
- в Мытищах - с "Британской инженерной компанией Сибири «Бекос»  (сегодня - в составе РКК "Энергия")
По русской традиции они строились как универсальные машиностроительные заводы и автомобили были одним из видов продукции.
Скажем заводы в Филях и Мытищах должны были ещё и выпускать самолёты, а в Ярославле на заводе Лебедева должно было развернутся серийное производство автомобильных и авиационных двигателей, а так-же больших дизельных агрегатов для судов, электростанций и тепловозов.
Из-за февральского переворота  и наступившей эпохи всеобщего хаоса ни один из этих заводов не был полностью построен, хотя Рябушинский организовал сборку машин из комплектов на недостроенном заводе - чтобы выполнить условия контракта.
Однако, как видите, затраченные усилия не пропали даром.
И главное: на мой взгляд, это прекрасный пример деятельности правительства, опровергающий предположения про "25 лет".

PS
За два года  Великой Войны (1915-16)  промышленное производство  выросло на 21,5%,  объем производства машиностроения увеличился  в 4,76 раза,  металлообработки в 3,01 раза, химической промышленности в 2,52 раза. (в ценах 1913-го года)
В 1916 году Россия импортировала 20 тыс. станков, своё производство составило более 50-ти тысяч станков  Даже в тяжелейшие годы войны у страны нашлись возможности массовой модернизации производства и созания целых новых отраслей народного хозяйства.
Tags: Великая Война, Индустриализация, История, Николай II, Промышленность, Россия, Россия сегодня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments