Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Автомобилизация в Российской империи.

Неосоветчики упрекают Россию в неспособности быть на равных по выпуску автомобилей  хотя бы со странами Европы, не говоря уже о США.


Но царские власти  проблемой озаботились. В 1915 года по предложению Центрального военного комитета было принято правительственное решение об образовании национальной автомобильной промышленности. А в феврале 1916 г., Главное военно-техническое управление подписало с промышленниками, интересующимися автомобилестроением контракты на строительство нескольких автомобильных заводов. Наконец, 21 февраля 1916 года император Николай II утвердил решение ГВТУ и Совета министров и началось строительство шести автозаводов,с производительностью по 1500 автомобилей в год.  И это были проекты заводов полного цикла включая производство двигателей. Но в связи с рядом государственных переворотов достроить предприятия не удалось.
В 1918 году они были национализированы, как крупные стратегически важные предприятия, а  17 февраля 1919 года эти и прочие автопредприятия были объединены в один трест, который занимался ремонтом автотехники.

Немного ранее, 9 февраля, было высочайше утверждено постановление об образовании Русского акционерного общества "Шарикоподшипник СКФ". Первый в России специализированный подшипниковый завод предназначался для обеспечения потребности строящихся автомобильных заводов.

Надо понимать, что основные мощности автомобильных  заводов предназначались совсем не для выпуска гражданских машин точно так же, как советские тракторные заводы не собирались выпускать исключительно мирные трактора. Как минимум, на двух заводах (КЗВС в Подлипках и Русско-Балтийский в Филях) из запланированных строились и авиасборочные цеха.

Ещё около двадцати заводов строились независимо от решений правительство и на частные и заёмные средства.
Но это были небольшие заводы с производством в несколько сотен автомобилей в год.
Расширялись так-же уже сущиствующие заводы которые производили автомобили небольшими сериями и штучно.
Таким образом к началу 20-х годов производство автомобилей в Российской империи превысило-бы 15 000 в год.
Кроме-того Форд вёл переговоры с синдикатом "Продвагон" о строительстве в Нижнем Новгороде своего завода
с производительностью 100 000 автомобилей в год(2/3 грузовые).
По результатам переговоров было принято решение о начале строительства завода после окончания Великой Войны.
Этот проект потом был реализован в 30-е года, знаменитый Горьковский Автомобильный завод.

Учитывая беспрерывную  критику большевиков/коммунистов в слабости царской экономики, её не способности  производить в достаточных количествах автомобили и пр., проникнемся уверенностью, что они то превзойдут в этом "кровавый царизм" и  возможно уже к  10-летию советской  власти убедят мир в своей экономической
перспективе.
Однако увы, не сбылось. Страны Европы ещё больше оторвались  в производстве автомобилей от СССР.
Если в 1914 соотношение их количества  к России составляло :
- Англия - 24,5 к 1
- Франция - 10 к 1
- Германия - 5,7 к 1
Количество автомобилей в мире на 1914 год:
Соединенные Штаты 1 300 000
Англия 245 000
Франция 100 000
Германия 57 000
Канада 46 000
Австралия 15 000
Австрия 13 000
Италия 12 000
Аргентина 10 000
Россия 10 000
Бельгия 10 000
Дания 8 000
Испания 8 000
Швейцария 5 000
Швеция 5 000
Мексика 4 000
Китай 1 000
то через 10 после октябрьского переворота, в 1927 году:
- Англия - 54 к 1
- Франция - 51 к 1
- Германия - 17 к 1
т.е. советская экономика растеряла темпы развития машиностроения и количество а/м в стране, в  сравнение с некоторыми странами Европы
уменьшилось с 1914 года к 1927 году от 2,2 до 5,1  раза.
И совсем фантастически выглядит автопарк в США - 23,4 млн. машин. Эту цифру не превзойдёт СССР вплоть до своего развала.
Автопарк в 1927 году

В СССР было 18 тысяч автомобилей, из которых 12 тысяч - рабочие, а 6 тысяч - испорченные, не на ходу.
(академик АН СССР Осинский Н. "Американский автомобиль или российская телега". - М.: Госиздат, 1930)
Сближение объёмов автомобилестроения не произойдёт даже с финансовой, проектной помощью Германии и США.



Tags: Интервенция, История, Николай II, Промышленность, Россия, Транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments