Подводная лодка Тюлень в Севастополе, осень 1915 года.
Всего в период 1915-1917 гг. русский флот потерял на Черном море 1 ПЛ ("Морж"), а германский флот 5 ПЛ - "UC-13", "UC-15", "UB-7", "UB-45", "UB-46".
Русскими подводными лодками на Черном море в период 1915-1917 гг. было только потоплено и захвачено около двухсот судов противника.
Фотография М.А.Китицына из журнала "Нива", 1916 год
Так, ПЛ "Тюлень" одержала 51 победу (8 884 брт только по 28 документально подтвержденным победам), "Нарвал" - 31 победа (5 717 брт - только по 5 подтвержденным победам), "Кашалот" - 42 победы (1 339 брт - только по 5 подтвержденным победам), "Кит" - 24 победы (1 270 брт - только по 4 подтвержденным победам).
При этом, на Черном море действовало всего-навсего 8 русских крейсерских ПЛ: в 1-м дивизионе бригады подводного плавания плавания ЧФ - 3 ПЛ типа "Морж" ("Морж", "Нерпа", "Тюлень" и, кроме того, ПМЗ "Краб") и во 2-м дивизионе бригады подводного плавания ЧФ - 3 ПЛ типа "Нарвал" ("Нарвал", "Кит", "Кашалот"). И одна новая субмарина типа "Лебедь" под названием "Гагара", которая успела совершить два (оба - результативных) боевых похода. Кроме того, было еще 7 подводных лодок прибрежного действия, но они имели оборонительные задачи.
Русскими подводными рейдерами были потоплены такие крупные турецкие суда, как пароходы "Эдирне" (646 брт), "Эрдек" (660 брт), "Угурола" (964 брт), "Игнеада" (1 708 брт), "Зонгулдак" (1 545 брт), "Ирмингард" (4 211 брт), "Дутор" (4 232 брт). Практически все уничтоженные суда были гружены ценным грузом - углем, керосином, зерном, мукой, кожей, табаком и пр.
Были захвачены и приведены на базу такие суда, как парусник "Сфатос" с грузом в 16 тонн первоклассного табака, трехмачтовый барк "Бельгюзар" (238 брт) с грузом в 352 тонны керосина (захваченный керосин был использован как топливо для русских ПЛ типа "Нарвал"), после боя - вооруженный транспорт с германо-турецкой командой "Родосто" (3 662 брт). Последний пароход ("Козлу" - 244 брт) был захвачен (в последнем боевом походе русских субмарин) ПЛ "Тюлень" за 2 дня до большевистского переворота.
На минах ПМЗ "Краб" подорвалась и не вводилась в строй до окончания войны КЛ "Иса Рейс" (413 т).
И, конечно, все русские командиры подлодок оказались белобандитами - В. Е. Клочковский, М.А.Китицын(между прочим, второй по результативности подводник РИФ - 36 побед, 8 973 брт), Б. В. Соловьев, В. В. Вилькен 3-й, П. С. Бачманов, М. Е. Крафт 2-й, С. В. Оффенберг, Д. Д. Кочетов, В. В. Погорецкий, Я. С. Андросов, П. К. Столица и др.
В услужение к красным пошел один старший лейтенант Н. А. Зарубин.
Всего в период 1941-1944 гг. советский флот потерял на Черном море 27 ПЛ, а германский флот - 1 ПЛ ("U-9"). Еще пять подлодок были уничтожены самими немцами.
При этом, на Черном море было в строю, в общей сложности, 62 советские ПЛ: 3 большие ПЛ (Д-I), 20 средних ПЛ (С-IX бис, Щ-X бис, Щ-X, Щ-V бис-2, Щ-V бис), 34 малых ПЛ (М-XV, М-XII, М-VI бис, М-VI, АГ) и 5 ПМЗ (Л-XII-38, Л-II).
В 1941-1944 гг. советские подлодки провели на Черном море 152 атаки. В результате у немцев и румын были потоплены 12 транспортных судов, 2 буксира, 3 баржи, 6 быстроходных десантных барж, паром "Зибель", а также 19 болгарских и турецких каботажных судов и шхун.