Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

НИКОЛАЙ II И ЕГО ВРЕМЯ (XII)

Энергетика Российской империи.


Гиндукушская ГЭС, машинный зал(генераторы: Компания Ганц, 1909)на реке Мургаб,
бывшая во время ввода в эксплуатацию мощнейшей в Российской империи.
Фотография Прокудина-Горского, 1911 год.


Производство  электроэнергии в Россия в 1913 г было на уровне 2,5 млрд кВт/час. Российская империя  делила по этому показателю   3-4-е место   с Великобританией, уступая США (26,3 млрд кВт/час), Германии (8 млрд кВт/час, ),  и операжая  Италию (2,2 кВт/час) Францию (1,8 млрд кВт/час) и Японию (1,5 млрд кВт/час). В ходе Мировой войны производство электроэнергии существенно выросло, достигнув пика в 1916 г. В докладе Комиссии по электрификации VIII съезду Советов (1920 г.) годовой отпуск электроэнергии электростанциями всех типов в 1916 г. оценивался в 3,6 - 4 млрд кВт/час. Оценка петроградской группы разработчиков ГОЭЛРО была еще выше - производство электроэнергии только в пределах Европейской России (Северо - Запад, Центр, Поволжье, Урал, Донбасс) в 1916 г. достигало 4,7 млрд кВт/час.
Поэтому можно смело говорить об уровне производства электро-энергии в Российской империи на 1916-й год (без районов окупированных Германией и Австро-Венгрией) в 5,5-6 млрд кВт/час опередив Великобританию и прочно утвердившись на третьем месте.
По советским данным в 1928 г. в СССР было произведено 5 млрд кВт/час, а в 1930 г. - 8,4 млрд кВт/час электроэнергии. Таким образом, ущерб от Гражданской войны был ликвидирован лишь к концу 20-х годов. По производству электроэнергии СССР в 1929 г. уступал всем ведущим странам Запада - США (94,4 млрд кВт/час), Германии (30,7 кВт/час), Канаде (18 млрд кВт/час), Англии (15,8 млрд кВт/час), Франции (14,4 млрд кВт/час), Японии (13,3 млрд кВт/час), Италии (9,8 млрд кВт/час).
Скатившись по этому показателю на восьмое место.
По дореволюционной классификации электростанции подразделялись на центральные и частные. Центральные электростанции передавали большую часть производимого электричества сторонним потребителям. К ним относились предприятия отпускающие на коммерческой основе энергию для освещения, трамвайного движения, коммунальных служб и электромоторов частных потребителей. Центральные станции могли быть частными, акционерными или муниципальными.
Частные станции расходовали всю или большую часть производимой энергии на собственные нужды или нужды их владельцев. К ним относились фабрично - заводские и домовые электростанции, а также казенные электростанции предназначенные для автономного электропитания правительственных зданий и объектов. Частные электростанции могли быть тепловыми или гидроэлектрическими. Учет первых был налажен лучше, поскольку их владельцы должны были платить специальный котловой сбор с установленного оборудования.
Поскольку частные электростанции электричества на продажу практически не производили, систематического учета производства последнего на станциях этого типа соответствующими государственными органами почти не велось. Эпизодический интерес к этому вопросу проявляло только министерство финансов, дважды (1906 и 1915/1916 гг.) пытавшееся ввести налог на потребление электричества используемого для освещения. С этой целью в 1905 и 1915 гг. были проведены "энергетические переписи"  имевшихся в империи электростанций.
На 1905 г. в стране (без Финляндии), по подсчетам минфина, имелись 5 462 электростанции, отпустивших сторонним потребителям около 482 млн. кВт/час энергии. Из них, 240,6 млн (порядка 50%) было отпущено на "технические нужды и для движения"; 221,9 млн (46%) на освещение всех видов (в т.ч. 9,7 млн на освещение улиц) и 19,7 млн для трамваев. 5 329 частных станций отпустили 382,2 млн кВт/час, в т. ч. порядка 212 млн на технические нужды и 170 млн на освещение. 133 центральных электростанции отпустили потребителям около 100 млн кВт/час, из которых 28,2 млн на технические нужды; 52,1 млн на освещение всех видов, на них приходилась вся нагрузка по снабжению уличных светильников и трамваев. Таким образом, на центральные станции приходилась примерно 1/5 отпущенной стронним потребителям  электроэнергии.
Перепись 1915 г. проводилась в условиях войны, в силу чего сведений по большей части губерний Привисленского края (б. Царство Польское) собрать не удалось. Из 10 губерний края (Варшавская, Калишская, Келоцкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская, Холмская) сведения есть по двум - Варшавской и Холмской. Финляндия по-прежнему не учитывается. На основании данных переписи Минфин определил показатели производства электроэнергии в 1913 г.
На 1913 г. в империи имелось 9 537 электростанций , отпустивших сторонним потребителям примерно 1,876 млрд кВт/час энергии. Из них 1,283 млрд (68,4%) отпущено на "технические нужды и для движения"; 385 млн (20,5%) на освещение всех видов и 205 млн для трамваев. 316 центральных станций отпустили потребителям 620,3 млн кВт/час, из них 240 млн. на технические нужды; 175,5 млн на освещение всех типов (в т. ч. 32,1 млн на уличное) и 205 млн на трамваи. 9221 частная станция отпустила 1,255 млрд кВт/час, из них св. 1,046 млрд на технические нужды и 209 млн на освещение. Теперь на центральные станции приходилась уже 1/3 отпущенной потребителям электроэнергии , на них опять полностью ложилось обеспечение трамвайных линий и освещения улиц.
Большая часть энергетических мощностей работавших на сторонних потребителей была сконцентрирована в Московской губернии - 427 млн кВт/час (3 центральных , 506 частных электростанций ); Санкт-Петербургской губернии - 342 млн кВт/час (10 центральных, 308 частных станций); Екатеринославской губернии - 278 млн кВт/час (13 центральных, 501 частная станции); Киевской губернии - 167 млн (7 центральных, 365 частных станций); Области Войска Донского - 151 млн кВт/час (7 центральных, 320 частных станций) и Закавказье  - 255 млн кВт/час (43 центральных, 245 частных станций). На перечисленные регионы приходилось 86% всего производства электричества, а на Московскую и Санкт-Петербургскую губернии - 41%. Общий рост производства электроэнергии для сторонних потребителей  в империи за восемь лет выросло в 3,9 раза, количество электростанций в 1,7 раза.
Систематического учета применения электроэнергии на собственные нужды в промышленности не велось и носят лишь оценочный сильно заниженный характер.  Владельцам электростанций было выгодно занижать собственное потребление и потребление  пренадлижащих им промышленных предприятий чтобы уменьшить налоговое бремя. По некоторым оценкам обрабатывающая промышленность империи была электрифицирована примерно на 1/3. Энергетические мощности дореволюционного периода составляли основу заводской энергетики до начала 30-х гг. На 1928 г. возраст 79% механических двигателей в промышленности составлял 15 - 20 и более лет.
Освещение помещений керосиновыми лампами долгое время обходилось дешевле электрического, однако электроосвещение постепенно распространялось. В Санкт-Петербурге к 1900 г. было электрифицировано 14% домовладений (1375 из 9635), при этом дворы и лестницы были освещены в большей мере чем квартиры - 11% (1081), 12% (1141) и 5% (529) домов соответственно. К 1914 г. электроосвещение использовалось в каждой второй квартире Петербурга. Общее количество ламп общественного и частного пользования в империи к 1914 г. достигло 16 млн.
Средний тариф для потребителей в 1913 г. составлял 13 - 15 коп. за кВт/час и был самым высоким в Европе. При этом тариф для технических целей в столицах к 1913 г. понизился до 3 - 3,5 коп. за кВт/час.
Первая в мире электрическая дорога была представлена Вернером фон Сименсом на Берлинской выставке в 1879 г. В 1881 г. в Берлине появилась первая регулярная трамвайная линия. В России первый трамвай появился в июле 1892 г. в Киеве, заменив конку. Позднее трамвайные линии появились в Казани (1894 г.), Н. Новгороде (1896 -1897 гг.), Екатеринославе и Елисаветграде (1897 г.), Витебске (1898 г.), Москве и Севастополе (1899 г.), Астрахани (1900 г.), Харькове (1906 г.), Петербурге (1907 г.), Варшаве и Саратове (1908 г.), Одессе (1910 г.), Владивостоке (1912 г.) и т. д. К 1917 г. трамвай имелся в 35 городах, в которых действовало 36 трамвайных предприятий. 27 из них принадлежало частным фирмам осттальные городским самоуправлениям. Последним городом который обзавёлся своим трамваем был Архангельск. Где в конце 16-го годы была открыта трамвайная линия.
За 1916 г. трамваи Москвы перевезли 395 млн. пассажиров, Петербурга - 383 млн., Киева - 108 млн., Варшавы - 86 млн., Одессы - 55 млн., Самары и Ростова-на-Дону - по 38 млн., Харькова - 35 млн., Екатеринослав - 27 млн.
В годы гражданской войны трамвайное хозяйство пришло в полный упадок - на 1920 - 1922 г. почти половина (44%) трамвайных вагонов числилась неисправной, в Ярославле доля неисправных вагонов достигала 85% в Астрахани - 92%.
Восстановление трамвайного хозяйства было завершено только к концу 1927 г.

Tags: История, Николай II, Промышленность, Россия, Статистика, Транспорт, Экономика, Электрификация, Энергетика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment