Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Николай II и его время (X)

Судостроение Российской Империи.(вторая  часть)


Алексей Николаевич Крылов.

На каких предприятиях строился новый российский флот для  Великой войны
и что происходило с кораблестроением в целом?

К началу ХХ века у России сложилось два главных центра судостроения: на Балтике и на Черном море; зарождалась эта отрасль и на Дальнем Востоке. Старейшие Адмиралтейские верфи Северной столицы, основанные еще Петром I, в начале ХХ века были ключевым судостроительным предприятием на Балтийском море, со стапелей которого сходили лучшие корабли I ранга для Российского флота. Как единое предприятие «Адмиралтейские верфи» были образованы в 1908 году в ходе реформы административно-хозяйственного управления петербургских верфей Галерного острова и т.н. нового Адмиралтейства, когда два соседних предприятия были объединены в одно. В 1908 году была начата модернизация завода, в ходе которой предусматривалось строительство закрытого достроечного бассейна, 30-тонного крана для загрузки оборудования, новых судостроительных и литейных мастерских, а также электростанции. Именно здесь были спущены на воду знаменитый крейсер «Аврора» и два из четырёх самых крупных линейных кораблей отечественного судостроения: «Полтава» и «Гангут». Вслед за ними в декабре 1912 года на Адмиралтейских верфях заложат еще два линкора нового типа «Наварин» и «Бородино», которые должны были превзойти по вооружению все современные им «дредноуты» и «супердредноуты», но чья история, увы, прервалась с революцией. Сегодня Адмиралтейские верфи строят неатомные подводные лодки проектов 636 и будущее российского неатомного подводного флота — субмарины проекта 677 «Лада».
_________________________________________________________________________
Одно из старейших промышленных предприятий России и по совместительству один из главных промышленных гигантов Империи рубежа XIX–XX столетий — Путиловский завод — к 90-м годам XIX века освоил производство широкой номенклатуры продукции: от станков, промышленных, строительных и сельскохозяйственных машин, до паровозов и военных судов. К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В 1911 году Путиловским заводом был спущен на воду самый быстроходный корабль своего времени — эскадренный миноносец «Новик», который считался лучшим в своём классе и стал законодателем мод в кораблестроении на долгие годы. «Новики» были столь хороши, что стояли на вооружении советского флота до середины 1950-х годов. С 1934 года сам Путиловский завод носит название «Кировский», а судостроительное отделение с 1948 по 1988 год именуется как «Завод им. Жданова». Сегодня это «Северная Верфь», которая, не изменяя традициям, заложенным в дореволюционной России, строит самые современные корабли для российского ВМФ: корветы проекта 20380 и фрегаты проекта 22350.
__________________________________________________________________________
Знаменитые Николаевские верфи, известные в советское время как «Судостроительный завод имени 61 коммунара», были ведущим центром судостроения на Черном море. Первые верфи Николаева появились еще в далёком 1788 году. В 1911 году Николаевское адмиралтейство было сдано в аренду «Русскому судостроительному акционерному обществу» для постройки на его базе современной верфи. В 1911–1914 годах для выполнения новых судостроительных программ на верфи строятся два стапеля с эллингами, сборочно-сварочный цех, ряд корпусов и достроечная набережная. Завод получает новое название — «Руссуд» (от «Русское судостроительное общество»), а рядом возникают мастерские заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), что послужило началом деятельности крупнейшего центра судостроения на Чёрном море. Именно здесь 13 сентября 1900 года будет спущен на воду знаменитый революционный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический», а 1 ноября 1913 года будущий «колчаковский» флагман Черноморского флота — линкор «Императрица Мария». В советское время здесь же будет построен уже нынешний флагман Черноморского флота — ракетный крейсер «Москва».
_________________________________________________________________________
Но помимо развития старых судостроительных «гигантов» с конца XIX  века начинают возникать и новые предприятия отрасли. В 1886 году было основано одно из крупнейших ныне судоремонтных предприятий Украины — Азовский судоремонтный завод в Мариуполе. Через год возникает первая крупная верфь на Тихом Океане — «Дальзавод» во Владивостоке, где в 1891 году при непосредственном участии будущего императора Николая II будет заложен первый на русском Дальнем Востоке сухой док для кораблей океанского класса. Сегодня «Дальзавод» — главная ремонтная база Тихоокеанского флота России.
__________________________________________________________________________
В один год с «Дальзаводом» открылась новая верфь и в Астрахани. Сегодня это Судостроительный завод им. Октябрьской революции.
__________________________________________________________________________
Но сильный и современный флот не может появиться без научно-исследовательских предприятий. В 1894 году на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге заработал первый в России исследовательский центр с опытовым бассейном Морского ведомства. В нем создавались модели перспективных судов, проходили испытания, определялись заданные характеристики. С 3 января 1900 года заведующим бассейном был Алексей Николаевич Крылов. Именно Крылов выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения с бассейном, испытательной и физико-химической лабораторией для исследования судостроительных материалов, механической и электротехнической лабораториями. Первым кораблём, разработанным на базе испытаний в опытовом бассейне, стал эскадренный броненосец «Ослябя». В помещениях этого бассейна начались проектирования и испытания моделей первых российских подводных лодок типа «Дельфин», здесь же проводились испытания модели первого в мире ледокола арктического класса «Ермак». Сегодня ФГУП «Крыловский государственный научный центр имени Алексея Николаевича Крылова» — это целый научно-исследовательский институт, занимающийся исследованиями и разработкой в области морского и речного судостроения, гидродинамики, гидроакустики, физических полей, разработки платформ для добычи нефти и газа. Основанный еще в конце XIX века, «ЦНИИ имени академика Крылова» — это ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли как Советского Союза, так и современной России.
__________________________________________________________________________
В 1895 году заработали судоремонтные мастерские, которые позже вырастут в Зеленодольский судостроительный завод. Сегодня это крупное предприятие производит малые ракетные корабли проекта 21631. В том же году «чугунолитейный и механический завод Вадона» в Херсоне расширился судостроительным отделом, положив начало довольно успешной деятельности «верфи Вадона», где строились эсминцы и вспомогательные корабли для Черноморского флота. В следующем году новую жизнь обрела Охтинская верфь, некогда крупное судостроительное предприятие России первой половины XIX века, пришедшее в упадок, но вовремя сданное в аренду акционерному обществу «Крейтон и Ко», на котором до 1912 года будет построено 4 подводные лодки типа «Кайман» и 12 эскадренных миноносцев. В том же 1896 году будет основан Киевский судостроительно-судоремонтный завод. Годом позже в Николаеве будет основана еще одна крупная верфь — Черноморский судостроительный завод, который тогда назывался «Наваль». 12 августа 1912 года со стапелей «Наваля» сошел на воду первый в мире подводный минный заградитель «Краб». На современной Украине предприятие фактически не существует.
_________________________________________________________________________
В 1902 году государство выкупает часть акций у старейшей рижской судоверфи «Ланге и сын», размещая здесь же госзаказ на эскадренные миноносцы. Мне удалось найти информацию лишь о восьми построенных здесь эскадренных миноносцах типа «Украйна». Три корабля серии успешно пережили обе мировые войны, а один — «Туркменец Ставропольский» — бороздил моря аж до 1962 года.
__________________________________________________________________________
Балтийский завод, еще один заслуженный судостроительный гигант Санкт-Петербурга, в 1906 году расширился «Отделом подводного плавания» или «Отделом подплава», где строились первые отечественные подводные лодки. В этом отделе имелось своё конструкторское бюро и свои мастерские. Большая часть подводных лодок Российской империи были построены именно здесь.
На Балтийском заводе были построены все советские атомные ракетные крейсера проекта 1144 "Орлан"  и атомные ледоколы.
На нём сейчас строятся самые большие в мире атомные ледоколы серии "Арктика" типа ЛК-60Я и первая в мире плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов"
__________________________________________________________________________
В 1907 году в Рыбинске построен судостроительный завод «Верфь братьев Нобель», который здравствует и процветает по сей день. Про Нобелей вообще нужно сказать отдельно. Дело в том, что один из старейших машиностроительных заводов в мире также был построен в лапотной России немытым крестьянином Людвигом Нобелем еще в 1862 году. В конце XIX века на этом предприятии происходят интересные вещи. В 1889 году Нобель покупает лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Внеся конструктивные изменения, он разработал новый двигатель, который теперь работал не на керосине, а на сырой нефти. С 1899 года развернулось массовое производство таких двигателей, который в Европе получили название… «русский дизель». В 1903-м на Сормовской верфи был построен речной нефтеналивной танкер «Вандал» с двигателями собственного производства, который таким образом стал первым в мире теплоходом и дизель-электроходом. А в 1908 году на заводе «Русский Дизель» в Петербурге были построены первые двигатели для отечественных подводных лодок типа «Минога», которая таким образом стала первой в мире дизельной подводной лодкой. А в 1911 году был спущен на воду также «первый в мире» пассажирский теплоход «Урал».
__________________________________________________________________________
Кстати, на Сормовской верфи, основанной еще в 1849 году, на тот момент в 48 цехах и семи конструкторских бюро трудились 20 тыс. человек, а само предприятие неустанно развивалось и расширялось. Здесь выпускались пароходы, дизельные танкеры, специальные суда для нефтепромысла. За весь дореволюционный период Сормовская верфь построила 489 кораблей и судов различных типов. В советское время и по сей день это — «Красное Сормово» — одна из крупнейших верфей страны, выпускавшая всё, от пассажирских речных теплоходов до атомных подводных лодок.
__________________________________________________________________________
Еще одно «кстати» — независимо от Рудольфа Дизеля в 1898 году на Путиловском заводе в Петербурге русский инженер Густав Тринклер разработал первый в мире т.н. «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», то есть дизельный двигатель в его современном виде. Этот двигатель назвали «Тринклер-Мотором».
__________________________________________________________________________
Еще одна верфь открылась в 1907 году на реке Оке — «Навашинский судостроительный завод», сегодня — «Окская судоверфь». В 1910 году был построен судоремонтный завод в Хабаровске — ключевое предприятие для обслуживания и ремонта Амурской флотилии. В наши дни этот завод имеет номерное обозначение «179-й» и занимается в общем-то тем же, чем и более века назад. В том же году на Волге вырос Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, а годом позже еще одна волжская судоверфь — «Нижегородский Теплоход». Кто-то скажет, что над Империей уже сгущались тучи, но… осадки почему-то выпадали в виде новых заводов и верфей.
__________________________________________________________________________
В 1912-м на Путиловском заводе была построена отдельная крупная судостроительная площадка для удовлетворения непомерных нужд Империи; она сразу превратится в крупнейшее предприятие отрасли в стране, и сегодня известна как «Северная Верфь», о которой уже было сказано выше. С того же 1912 года начинается история еще одного крупного судостроительного предприятия на Неве — «Средне-Невского судостроительного завода», который тогда назывался «Усть-Ижорской верфью». Наконец, годом позже на Неве возникнет еще одна верфь — «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Вот это размах! Надо сказать, что еще одна верфь — Мюльграбенская — была заложена также в 1913 году в Риге, но свою деятельность завод начал аккурат перед Первой мировой войной. Приближение линии фронта и последовавшая за этим эвакуация не позволили реализовать здесь законтрактованную серию из девяти «Новиков», однако верфь пережила все невзгоды и сейчас это вполне успешное предприятие «Рижский судоремонтный завод».
__________________________________________________________________________
За пару лет до Великой Войны фактически с нуля были построены три крупные верфи в тогда еще русском Ревеле, (ныне — эстонский Таллин.
Первая — «верфь Ноблесснера» (по именам двух главных акционеров — Нобеля и Лесснера). Она строилась специально для производства подводных лодок типа «Барс», коих буквально за несколько лет здесь было построено 8 штук. В советское время это сначала судоремонтный, а затем судостроительный «Морской завод», который существует до сих пор. К слову, той же фирмой «Ноблесснер» в 1914 году начато строительство нового завода в Перми для производства артиллерийских снарядов и инструментов.
Вторая верфь называлась «Беккер и Ко», на ней строились всё те же эсминцы «Новик», впрочем, я не нашел информации, сколько «Новиков» успели спустить на воду до эвакуации завода; и успели ли вообще. Эвакуации, которую он уже не пережил.
Недалеко от «верфи Беккера» располагается еще одно предприятие, строившее «Новики» — это «Русско-Балтийский Судозавод». За неполные три года до своей эвакуации верфь успела дать флоту 3 эсминца и 2 крейсера: «Светлана» и «Адмирал Грейг». Примечательно, что строительство верфи началось летом 1912 года, а первые корпуса будущих крейсеров были заложены уже осенью 1913-го.
__________________________________________________________________________
Помимо собственно самих верфей на судостроительную отрасль работало множество смежных предприятий. Судостроительную сталь поставлял крупнейший промышленный синдикат империи «Продамет» и такие предприятия, как, например, Кулебакский металлургический завод. Броня изготавливалась на крупнейшем Ижорском заводе и заводе Никополь-Мариупольского общества. Сормовский завод поставлял якорные и рулевые устройства. Котлы, турбины и энергетические установки, помимо закупок за границей, производились и на самих верфях. Так, энергетические установки для линкоров типа «Севастополь» были разработаны Балтийским заводом. На большинстве подводных лодок типа «Барс» устанавливались отечественные двигатели производства «Коломенского» завода и завода «Нобель»; лишь несколько экземпляров получили иностранные двигатели.
_________________________________________________________________________
Нельзя сказать, что всё в судостроительной отрасли было хорошо: старая болезнь в виде импорта тех же судовых двигателей продолжала оказывать значительное влияние на развитие кораблестроения, но именно тогда был запущен механизм масштабных изменений в подходе государства к одному из двух своих союзников — флоту. Раскручивался маховик импортозамещения, предприятия судостроительной отрасли росли как грибы после дождя: за время правления Николая II фактически с нуля появляются почти два десятка новых верфей, значительно расширяются и модернизируются уже существующие, появляется первый научно-исследовательский центр с опытовым бассейном. За 5-6 лет построены и приняты на вооружение 7 линейных кораблей, еще 5 на момент революции находились в постройке; 30 эсминцев типа «Новик», еще 28 застали революцию на стапелях; десятки крейсеров различного класса; 24 подводные лодки типа «Барс» и еще 7 — других проектов. …И так далее, и так далее.
И после окончания Великой Войны Российское судостроение не собиралось остонавливаться на достигнутом.
В 20-е годы !!!планировалось!!! создать ещё два крупных центра судостроения.
В близь Архангельска. В усечённом виде был реализован в 30-40-е годы. Знаменитый теперь  "Севмашь"
И на Дальнем Востоке в бухте Находка.
Этот проект так и не был реализован.
__________________________________________________________________________
Российская судостроительная промышленность тогда — это проект первого в мире ледокола, первый в мире подводный минный заградитель, первая в мире дизель-электрическая подводная лодка, первый в мире теплоход и дизель-электроход, первый в мире пассажирский теплоход, лучший в мире эсминец, первые в мире трехорудийные башни линкоров, самые мощные линкоры по вооружению (недостроенные типа «Измаил»), первый в мире многотрубный торпедный аппарат, и прочее, и прочее.
Состояние судостроения показывает и статистика. Морской бюджет с 1910 по 1914 годы вырос в 2,3 раза, а расходы на новое судостроение за тот же короткий период — в 10 раз! Примечательно, что ассигнования на развитие и содержание флота, ежегодно растущие на 7%, не оказывали при этом особого давления на бюджет, который также рос на 6,5% в 1912–1914 годах ежегодно соразмерно росту экономики. В основу закона «об Императорском Российском Флоте», с которого я начал, было заложено представление об устойчивом экономическом росте, и, как следствие, увеличении морского бюджета с 244 млн рублей в 1913 году до 723 млн в 1929-м. Таким образом, сложившаяся перед Первой мировой войной благоприятная экономическая обстановка а также предполагаемые бенефиции победителя "Чемпионата Мира Великих Держав" позволяли создать к 1930 году первоклассный военно-морской флот, что, как мы знаем, не произошло по известным причинам.
__________________________________________________________________________
Российская Империя была столь отсталым, лапотным и примитивным государством, что в кратчайшие сроки смогла многократно расширить гигантскую судостроительную отрасль — и при этом без репрессий, посадок и ГУЛАГов. Когда вам будут в очередной раз заливать про отсталую Россию с сохой, просто напомните, что большинство предприятий, появившихся при Николае II, работают до сих пор, продолжая выпускать военные корабли и сто лет спустя.
__________________________________________________________________________
Итак - оборонная промышленность СССР была построена в Российской Империи! Не вся, но её основа была создана именно в "отсталой лапотной" России. Адмиралтейские верфи Петербурга - были основаны в далёком 1704 году. Николаевские судостроительные заводы, на которых были построены советские авианосцы, тоже детище Российской Империи. Сормовский судостроительный завод, тоже был построен в Российской Империи.  Путиловский завод давший тяжёлые танки КВ-1 и ИС-2. Харьковский паровозостроительный завод где родилась знаменитая Тридцатьчетверка. Даже Воткинский завод, выпускающий современные МБР "Тополь" и "Булава", был построен в Российской Империи. ..
Tags: Индустриализация, История, Корабли, Николай II, Промышленность, Россия, Судостроение, Технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment