Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Крупнейшие железнодорожные катастрофы в СССР

Железная дорога никогда не была таким уж безопасным видом транспорта, как может показаться. Вплоть до 60-х годов, когда на железных дорогах Советского Союза стали внедряться автоматические системы сигнализации и регулирования движения, катастрофы происходили сотнями и тысячами в год. Железнодорожные крушения в 20-е и 30-е годы были такой же обыденностью, как сегодня – ДТП на автодорогах в мегаполисе.


Вот, например, справка из сборника «Железнодорожный транспорт в 1934 г. Материалы по статистике путей сообщения», опубликованного в 1936 г. под грифом «Для служебного пользования»: «В 1934 году на советских железных дорогах произошло 61 142 аварии и крушения, в которых было разбито или повреждено 6832 паровоза и 65 304 вагона. Основными причинами аварий и крушений поездов в 1934 году являлись разрывы и саморасцепы поездов (21 265 крушений и аварий), проезд закрытых семафоров (3847), сход поездов с рельсов (3225), приём поезда на занятый путь (2313) и столкновения поездов (2158 крушений и аварий)». Как видим, количество происшествий на железных дорогах чрезвычайно велико, число погибших и пострадавших – огромно.

Информация о железнодорожных катастрофах и их жертвах – впрочем, как и сведения о других крупных катастрофах – в СССР были засекречены. Данные о крупных крушениях стали появляться лишь в эпоху гласности с начала перестройки. Но и они поражают воображение! Обратим внимание всего лишь на несколько лет, начиная с 1986 года и назовем некоторые крупнейшие железнодорожные катастрофы и их причины.

Кемеровская область, 12 марта 1986 г. Столкновение грузового и почтово-багажного поездов. Локомотивная бригада в одном из поездов проехала запрещающий знак семафора, не обратив на него внимания – скорее всего, спали. Погибло 19 человек.

Станция «Користовка» Одесской железной дороги, 6 ноября 1986 г. Лобовое столкновение двух пассажирских поездов – снова ночью, снова по причине сна машиниста и его помощника. Установлено, что помощник машиниста перед выходом на смену не спал сутки, так как занимался лечением своей заболевшей коровы. В результате крушения погибло 44 человека, более 100 ранены.




Станция «Каменская» Ростовской области, 7 августа 1987. Жуткая катастрофа – столкновение грузового состава с пассажирским поездом, стоявшим у перрона. Неисправные тормоза грузового поезда привели к тому, что состав разогнался с горки и влетел на станцию Каменская на скорости свыше 140 км/ч – по тому пути, на котором стоял пассажирский поезд. В результате столкновения два задних вагона пассажирского поезда были искорежены до неузнаваемости, третий сзади вагон был уничтожен наполовину. Вагоны были полны пассажиров: погибло 106 человек, ранено 114.

Станция «Арзамас» Горьковской области, 4 июня 1988 г. При прохождении грузового состава мимо станции взорвались три вагона со взрывчаткой, в результате было полностью разрушено более 150 домов в частном секторе, свыше 100 человек погибло. КГБ серьезно рассматривал версию теракта, впрочем подтверждений этому не нашлось.

Авария поезда «Ленинград-Москва» близ станции «Бологое» 16 августа 1988 г. По халатности диспетчерской службы, скорость на аварийном участке пути (просадка рельсо-шпальной решетки в болотистом грунте) не была ограничена. Вместо полагавшихся 30 км/ч, фирменный поезд «Аврора» преодолевал этот участок на скорости около 150 км/ч и сошёл с рельсов. Погиб 31 человек, более 100 тяжело ранены.




Железнодорожная катастрофа в Башкирии, 4 июня 1989 г. Вновь эта дата, спустя ровно год! Два пассажирских поезда, «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск» следуют навстречу друг другу близ города Аша. Начало школьных каникул: вагоны полны пассажиров, направлявшихся на юг. В летние лагеря едут сотни детей. Мистическое совпадение: в момент встречного разъезда составов поездов через низину раздается колоссальной мощности взрыв. В низине скопилось облако газа из ранее поврежденного трубопровода. В результате объемного взрыва и пожара гибнет свыше 550 человек и ранены более 600 пассажиров. Взрывной волной выбило стекла в г. Аша в 11 км от места аварии, а вспышка была видна почти за 100 км! Мощность взрыва в тротиловом эквиваленте составила 12 килотонн, что сравнимо со взрывом бомбы, сброшенной на Хиросиму (16 кт ТНТ). По числу жертв это крупнейшая катастрофа в СССР и одна из крупнейших техногенных аварий в мире.

Столкновение пассажирского поезда с автобусом на переезде близ станции «Каменская» 29 ноября 1989 г. Вновь станция «Каменская» Ростовской области! Погиб 31 человек, 14 ранены.

Это далеко не полный перечень железнодорожных катастроф, случившихся на магистралях Советского Союза. Впрочем, важно отметить, что каждое крушение тщательно расследуется, выявляются причины аварий, и в деятельность железной дороги вносятся коррективы с целью недопущения происшествий впредь. Сегодняшняя автоматизация и многочисленные системы технического контроля за безопасностью движения делают железную дорогу безопасным видом транспорта.

Tags: Дороги, СССР, Статистика, Сумерки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment