Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

Ботезат, Георгий Александрович


Георгий Александрович Ботезат (англ. George de Bothezat; 7 июня 1882, Санкт-Петербург, Российская империя — 1 февраля 1940, Бостон, США) — русско-американский авиаконструктор, учёный, изобретатель и математик, построивший один из первых вертолётов.


Родился в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина Александра Ильича Ботезата (?—1900) и Надежды Львовны Рабутовской. По отцовской линии, происходил из бессарабского дворянского рода, со стороны матери — из русской дворянской семьи. Отец был выпускником историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, служил в Министерстве иностранных дел Российской империи. В семье кроме сына Георгия росли также две девочки: Вера (1886) и Нина (1884). До 1900 года семья жила в Париже, куда отец был направлен по линии Министерства иностранных дел; после смерти отца в 1900 году мать с детьми вернулась в Россию и поселилась в Кишинёве, где друг семьи — промышленник и меценат Егор Леопольдович Рышкан-Дерожинский — взял на себя финансовые расходы в связи с обучением детей[5].
Окончил Кишинёвское реальное училище в 1902 году. Учился на механическом отделении Харьковского технологического института (1902—1905) и в Электротехническом институте Монтефиоре в Льеже (Бельгия, 1905—1907), где получил звание инженера-электрика. В 1908 году получил с отличием диплом инженера-технолога в Харьковском технологическом институте. В 1908—1909 годах стажировался в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1911 году в Сорбонне защитил первую в области авиации докторскую диссертацию «Исследования в области стабильности аэроплана» («Étude de la stabilité de l’aéroplane»).
С 1911 года преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте. Во время первой мировой войны работал в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях. Весной 1916 года вместе с профессорами Тимошенко, Фан-дер-Флитом и Лебедевым он вошел в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства.
В мае 1918 года, получив приглашение на работу в США, Г. А. Ботезат покинул Петроград и при содействии сотрудников американского представительства добрался до Мурманска, затем нелегально покинул Россию; в том же месяце прибыл в США. Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. В 1921 году Конгресс выделил ему огромную по тем временам сумму денег в 200 000 долларов на постройку экспериментального вертолёта и зарплату в 10 000 долларов в год.




Вертолёт Ботезата. 1922
Позже Ботезат основал фирму по производству мощных вентиляторов, поставлявшихся на военный флот США, и только в 1936 году вернулся к экспериментам с вертолётами, основав фирму «Helicopter Corporation of America». Однако особых успехов в этой области он не добился.
В научном плане кроме исследований в области самолетов и вертолетов Георгий Ботезат занимался исследованиями траекторий полета в воздушном и безвоздушном пространстве, в частности рассчитал траекторию полета на Луну, позже использованную при разработке проекта Апполо. Умер в 1940 году в Бостоне после операции на сердце. Похоронен в Нью-Йорке. Архив Георгия Ботезата хранится в библиотеке академии ВВС США.
______________________________________________________________________________________________________________________
Труды
Проблема устойчивости аэроплана.,1912;
Введение в механику. Спб., 1912;
Введение в изучение устойчивости аэропланов. СПб., 1912;
Описание автоматически устойчивого аэроплана системы Г. А. Ботезата. Спб., 1912;
Исследование явления работы лопастного винта. Пг., 1917;
Теория плоскорадиального лопастного винта. Пг., 1917;
Etude de la stabilite de l, aeroplane. Paris, 1911;
Fan engineering fundamentals. N.Y., 1935.
Tags: Вертолёты, Люди, Николай II, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment