
Царь-колокол относится к "богатырям–тысячникам" - весом более тысячи пудов. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился.
200-тонный гигант
Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов.Изначально отливку Царь-колокола предложили французу Жерменю, служившему королевским золотых дел мастером, но тот побоялся масштаба работ и отказался. Тогда предложили свои услуги русские мастера-литейщики Моторины (отец и сын). Подготовительные работы и непосредственно само литье заняло 1,5 года. За это время отец Моторин умер. Для будущего изделия на Ивановской площади был вырыт котлован глубиной 10 метров. Туда поместили форму. Неподалеку рабочие построили четыре литейные печи.
На Царь-колоколе присутствуют декоративные украшения. Чтобы отлить на изделии свое имя, Моторину пришлось просить соизволения императрицы Анны Иоанновны. В Москве в то время случился очередной сильный пожар, который уничтожил четверть города. Деревянные балки, которые поддерживали форму, сгорели. Чтобы колокол снова не расплавился, его начали заливать водой. К сожалению, от перепада температур от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Современные исследователи утверждают, что скол произошел от нарушения технологии изготовления, а пожар – это лишь удобное объяснение.
Сам колокол весил 202 тонны, и неоднократные попытки достать его из формы были неудачными. Достали Царь-колокол только через 100 лет. Это сделал Огюст Монферран (архитектор Исаакиевского собора) 17 августа 1836 года.
Кстати, Царь-колокол никогда не звонил, т. к. для него даже не отливал язык. Тот, что лежит внутри постамента, взят у неизвестного колокола.