Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

Баба-Яга



Привычные, знакомые с младых ногтей образы чаще бывают обманчивы в своей простоте. Вот, к примеру, Баба Яга: благодаря русским народным сказкам в их книжных и, особенно, в кинематографических вариантах Баба Яга воспринимается нами как персонаж, конечно, отрицательный, но вместе с тем в чём-то даже обаятельный. Между тем Баба Яга в русском и славянском фольклоре это фигура очень интересная, имеющая древние корни и куда более зловещая, чем принято думать по «лайт-версии» народных сказок.


Бабы всякие бывают…
Даже в далеко не полных сказочных версиях Баба Яга предстаёт персонажем весьма сложным, куда более многослойным, нежели практически любое другое действующее демоническое лицом из славянского фольклора. Змей Горыныч, Кощей бессмертный, разнообразные лешие, домовые, водяные и прочие, несмотря на индивидуальный колорит, оригинальные образы и функции всё-таки существа однозначные, простые и более или менее понятные, несмотря на то, что волшебные. С Бабой Ягой всё куда сложнее, потому что в ней сочетаются не один и не два, а как минимум полдюжины различных образов с самыми разнообразными функциями по отношению к другим героям сказочного и мифологического повествования.
Чтобы убедиться в этом, достаточно просто перечислить те основные роли, которая Баба Яга выполняет как в различных легендах и сказаниях, так и в рамках одного сказочного сюжета. Она может быть и просто колдуньей, ведуньей, знахаркой, к которой обращаются, пусть и не без страха, люди, когда им нужна та или иная специфическая помощь (в общем, примерный круг услуг современных экстрасенсов, целителей и гадалок).
Она может быть и откровенно негативным персонажем – похитителем и поедателем маленьких детей, которых к тому же использует для особых ритуалов. Она может быть проводником в загробный мир, посредником между живыми и мёртвыми или и вовсе своеобразной подпольной версией бывших языческих богинь смерти. Она может быть и зачастую бывает помощником главного героя (правда, чаще всего невольным), сообщая ему необходимую тайную информацию или снабжая неким магическим предметом или заклинанием, с помощью которых он и сможет одолеть того или иного сказочного злодея.
Как «родилась» Баба Яга
Когда имеешь дело со столь многоплановым и сложным образом, который формировался на протяжении многих веков и под воздействием различных религиозных, культурных, практических и иных факторов, закономерно возникает вопрос, как же возникла та мифологическая фигура, что известна как Баба Яга. В данном вопросе существует достаточное количество версий и предположений, которые во многом дополняют друг друга, но вместе с тем нет пока общего единого мнения о происхождении Бабы Яги.
Прежде всего, учёные не могут договориться о культурно-этнической родословной Бабы Яги. Большинство экспертов полагают, что как сам образ, так и название является исконно славянским, восходящим к ещё общеевропейским мифологическим представлениям и лексическим основам. Вместе с тем довольно популярна гипотеза о сибирском, то есть тюркоязычном происхождении Бабы Яги, которая якобы попала в русские сказки из фольклора народов Сибири в конце XVI – XVII веках, когда и началось активное проникновение русских на восток, на Урал и далее.
Кроме того, достаточно дискуссий вокруг проблемы, кем же изначально была Баба Яга.
Больше всего сторонников у мнения, что в Бабе Яге проявились черты древних языческих божеств, имеющих отношение к погребальному обряду, культу предков и жизни души в загробном мире.
Некоторые напрямую называют Бабу Ягу остатками воспоминаний об общеиндоевропейских богинях смерти, одна из вариаций которых сохранилась в индийской мифологии и религии в виде богини Кали.
По другим вариантам, Баба Яга - это претерпевший изменение в народной памяти образ языческой жрицы из эпохи матриархата. Такая жрица могла совершать важнейшие ритуалы и обряды (похоронный обряд, ритуал инициации, то есть перехода девушек и юношей из детского возраста в состояние полноправных взрослых членов общины), а также выступать авторитетной советчицей в практических делах и этаким передатчиком традиций и мудрости предков (то есть той, к кому идут за советом и помощью). Наконец, в Бабе Яге усматривают возможные черты некоего тотемного животного, священного покровителя и родственника племени.
Баба Яга, костяная нога: особый титул или обозначение инвалидности?
Редко кто из сказочных персонажей удостаивается отдельного титула. У Бабы Яги, одной из главных героинь русских народных сказок и славянского фольклора в целом, такое дополнительное обозначение есть – чаще всего её именуют как «Баба Яга, костяная нога». Что же это за наименование такое, какое значение оно имеет, как появилось и какую дополнительную информацию может предоставить нам об этой харизматичной ведьме?
Намёк на возраст и состояние здоровья?
Чаще всего оказывается, что самый простой ответ на тот или иной вопрос самый правильный, самое простое решение какой-либо задачи является наиболее верным. Поэтому вполне оправдано будет по этому пути и предположить, что дополнительное звания «костяная нога» играет по отношению к Бабе Яге описательный характер. Прежде всего, это может относиться к её внешности. Баба Яга это архетипический образ безобразной старухи, типичной колдуньи, которая одним своим видом должна внушать страх и отвращение. Поэтому костяная нога должна подчёркивать зловещий и отталкивающий характер её внешности: а что может быть более отвратительном в этом плане, чем человек, который выглядит почти как скелет?
Другая сторона описательного собирательного образа Бабы Яги - это её отличия от обыкновенных людей.
В общем и целом её и человеком нельзя назвать – она то ли какое-то древнее мистическое существо, то ли богиня, то ли демоническое создание, то ли обретший плоть злой дух.
По этой причине она должна быть «не такой, как все» по максимальному количеству параметров.
Помимо внешности человека другим показательным параметром, который отличает людей одного от другого, является состояние его здоровья: среди людского сообщества всегда выделяются люди с какими-то физическими дефектами или с последствиями перенесённых или ещё присутствующих заболеваний. Поэтому когда речь идёт о костяной ноге, это сразу выводит её обладателя или, как в данном случае, обладательницу, за круг нормальных людей. К тому же в сказках можно найти определённую подсказку и подтверждение такого толкования: так как Баба Яга передвигается почти исключительно в летающей ступе. С одной стороны, это можно толковать как способ наиболее быстрого волшебного перемещения в пространстве; но никто не мешает считать это своего рода сказочным инвалидным креслом.
Кости – признак смерти
Конечно же, человеческая кость сама по себе ещё не является прямым признаком смерти и всего такого подобного. Однако образ костей, скелета в целом уже традиционно и устойчиво воспринимается как прямая отсылка к смертности человека, к загробному миру, к переходу из жизни в смерть и так далее. И тогда костяная нога как атрибут Бабы Яги позволяет ей постоянно иметь при себе своего рода пропуск в загробную жизнь, образно и практически одной ногой быть в мире живых, а другой – в мире мёртвых. Обращает на себя внимание именно единственное число, в котором звучит уточняющий титул этого мифологического персонажа – «костяная нога», а не «костяные ноги». Тем самым словно подчёркивается её двойственный характер, позволяющий ей быть существом на границе двух миров.
По поводу того, какие практические корни у такого символического обозначения Бабы Яги именно через костяную ногу, существует несколько версий, которые, впрочем, достаточно близки между собой и не вступают в серьёзные противоречия.
Одна из версий гласит, что костяная нога напрямую связана с одним из вариантов погребального обряда древних народов: когда создавалась специальная погребальная избушка, в которую и помещался мертвец, который постепенно истлевал до костей.
Другая версия тоже восходит к обряду перехода умершего человека в мир иной, но объясняет особое значение костей иначе: здесь обращается внимание на существование у ряда племён особого способа прощания с телом умерших. Тела покойных помещали на расположенные высоко над землёй специальные площадки, где их склёвывали птицы, оставляя в прямом смысле одни кости. Таковы традиции, были, в частности, у сибирских народов, кроме того, это древняя практика зороастрийцев. Есть предположение, что Баба Яга стала костяной ногой в связи с тем, что её образ сложился под воздействием либо неких языческих жриц, проводивших погребальные обряды, либо древних богинь смерти, которые могли представляться именно с подобной атрибутикой (кости, черепа, скелет и тому подобное).
Избушка Бабы Яги: портал между мирами
В русских народных сказках, да и вообще в сказочном фольклоре восточных славян, неотъемлемым атрибутом такого персонажа, как Баба Яга, является избушка на курьих ножках. Несмотря на кажущуюся забавность и нелепость этого образа (вид деревянного дома на огромных куриных ногах и в самом деле довольно комичен) не всё так просто. Избушка на курьих ножках в действительности это отдельный персонаж славянской мифологии, значение которого ничуть не меньше, чем значение самой Бабы Яги.
Как узнать избушку Бабы Яги
Для начала придётся расстаться с одним из наиболее любимых визуальных образов из детских сказок – с видом избы на птичьих, вернее на куриных, ногах. В самом деле, сказочное описание избушки Бабы Яги фактически превращает это строение в живое существо, этакий архитектурно-орнитологический гибрид. Так как избушка на курьих ножках может сама двигаться, поворачиваться «ко мне передом, к лесу задом» и разве что не кукарекает и не летает. Однако специалисты по фольклору и древнерусскому языку полагают, что столь красочный образ и персонаж стал следствием элементарной ошибки. И ошибка эта заключалась в том способе перевода, которым древние народные термины, слова и выражения переводились на литературный русский язык.
В XIX веке, когда образованное общество стало проявлять интерес к фольклору вообще и к русским сказкам в частности, разрыв между простонародным и литературным языком был уже столь существенным, что значение многих слов интерпретировалось неверно. Именно так произошло с избушкой на курьих ножках: курьи ножки были поняты и переведены как куриные ножки. В действительности же к домашней птице эти слова не имели никакого отношения, «курьи» происходили от «окуривать, обжигать, обдавать дымом».
Дело в том, что в древности у многих, особенно у северных славянских и финно-угорских племён, похоронный обряд предполагал помещение тела покойника в специальную модель избы, которая устанавливалась на опушке леса, глухой стеной в сторону деревни. Ставилась же эта погребальная избушка на специальные опоры-балки или пеньки, которые в ходе ритуала окуривали, то есть слегка обжигали. Так и появились курьи ножки и избушка на них. Существовали курьи ножки, то есть сваи, обжигаемые для прочности, и у обычных домов, расположенных в местности, где почва была сырая, болотистая.
Дверь в загробный мир
Исходя из обозначенных истоков самого понятия «избушка на курьих ножках» и характера такого персонажа, как Баба Яга, большинство экспертов утверждают, что избушка на курьих ножках в русской мифологии выполняет функции полноценного портала между двумя мирами – миром живых и миром мёртвых.
Для этого достаточно вспомнить, что такая избушка в основном своём значении представляет собой место погребения, могилу, то есть пространство, где мёртвые и живые соседствуют наиболее близко.
Но и этим дело не ограничивается. Не стоит забывать, что избушка это жилище Бабы Яги, которая рассматривается и как колдунья, и как своеобразный проводник в царство мёртвых, и как языческая богиня, и далее в таком духе. Тогда её избушка приобретает характер особой территории, на которой можно контактировать одновременно и с миром живых, и с загробным миром.
Практически все сказочные герои, которые имели дело с Бабой Ягой, делали это вынужденно – перед ними ставилась некая сложная, практически невыполнимая задача (найти Кощея Бессмертного, отыскать то, не знаю что, и тому подобное), решить которую невозможно без мистической помощи из потустороннего мира. Чтобы получить эту помощь, герой идёт к Бабе Яге и проходит в её избушке особое испытание. Символически это испытание выражается в нескольких последовательных действиях: сначала Баба Яга моет героя в бане – аналог ритуального обмывания покойника перед похоронами. Затем предлагает ему своей еды – согласно языческим верованиям, у живых и мёртвых разная пища, пищу другого мира есть запрещено. Тем самым герой совершает ритуал по переходу в потусторонний мир, он фактически уже перешёл в мир мёртвых. Но затем герой побеждает Бабу Ягу, обманывая её при попытке окончательно его погубить (сварить в котле и так далее), и вынуждая оказать помощь, раскрыть секрет, указать направление поисков и тому подобное. То есть он после соответствующей подготовки всё-таки получает необходимое ему знание из загробной реальности. Осуществить же он это мог только в особом месте, которое и представляет собой избушка на курьих ножках, избушка Бабы Яги.
Александр Бабицкий
Tags: Рассказ, Россия сказочная
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments