Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Боевое крещение русских авианосцев



6 февраля 1916 года, девять гидропланов Черноморского флота разбомбили турецкий порт и железнодорожный узел Зонгулдак.
К месту операции аэропланы доставили первые в мире авианосцы "Александр I" и "Николай I". Боевое крещение морской авиации прошло успешно.

С началом Первой мировой войны российский флот предпринимал отчаянные усилия, чтобы лишить турецкую армию ценнейшего ресурса - каменного угля. Морская блокада и обстрелы угледобывающего района с кораблей оказались малоэффективны. Тогда командующий Черноморским флотом адмирал Андрей Эбергард принял решение: разбомбить порт и железную дорогу.
Пятого февраля отряд кораблей во главе с линкором "Императрица Мария" вышел из Севастополя. Во время перехода авианосцы отделились от главных сил и самостоятельно подошли к месту операции. На каждом авианесущем корабле находилось по семь гидропланов М-5.
Первым боевым отрядом на авианосце "Александр I" командовал лейтенант Раймонд фон Эссен, вторым отрядом - на "Николае I" - лейтенант Александр Юнкер.
Из 14 самолетов два не смогли взлететь, а один из-за непроизвольно сброшенной бомбы прервал полет, еще два экипажа не смогли в облаках найти цель. Всего в налете участвовало девять аэропланов, которые несли бомбы, весом от 4,5 до 22 килограммов.
Из-за сильного шрапнельного обстрела ПВО бомбить пришлось с километровой высоты, а испортившаяся погода заставляла пилотов искать разрывы в облаках.
Тем не менее самолет лейтенанта Марченко и прапорщика князя Лобанова-Ростовского удачно сбросил 22-килограммовую бомбу и отправил на дно сухогруз "Ирмингард", на борту которого находилось 7200 тонн угля. Остальные гидропланы отбомбились по портовым сооружениям, железнодорожному узлу и артиллерийской батарее. Непосредственно над целью аэропланы провели от 5 до 18 минут. В общей же сложности вылет длился около часа. Потерь не было, все экипажи успешно вернулись на борт своих кораблей.
При возвращении авианосцы пыталась атаковать немецкая субмарина. К счастью торпеда была отброшена кильватерной струей "Александра I" Экипаж гидроплана №35 в составе лейтенанта Георгия Корниловича и зауряд-прапорщика Владимира Бушмарина обнаружил подлодку в 740 метрах от авианосца и обозначил цель дымами, по которым был нанесен артиллерийский удар.
Впечатленное успешными действиями морской авиации и бомбардировкой Зонгулдака командование Черноморского флота сформировало дивизион корабельной авиации, куда вошли четыре авианесущих корабля - "Александр I", "Николай I", "Алмаз" и "Румыния", а также четыре воздушных отряда по восемь гидроаэропланов в каждом.

https://rg.ru/2021/02/06/boevoe-kreshchenie-russkih-avianoscev-sostoialos-105-let-nazad.html



М-5 — летающая лодка конструкции Д. П. Григоровича. Прототип был собран в апреле 1915 года, а в мае на Крестовском острове в Санкт-Петербурге лётчик Я. И. Седов-Серов совершил на нём первые полёты.
Конструктор Д. П. Григорович первый в России столкнулся с трудностью проектирования гидросамолётов. Трудность состояла в том, что кроме аэродинамических качеств гидросамолёт должен обладать ещё плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью и мореходностью. Авиаконструктору приходилось буквально на ощупь подходить к оптимальному варианту лодки.
Двухместную летающую лодку М-5 выпустили весной 1915 г. А уже в апреле она совершила свой первый боевой вылет.
Строительство М-5 развернулось довольно крупной серией. Всего морская авиация получила 183 машины. Только в авиацию Чёрного моря с июля 1915 по июнь 1917 года поступил 71 самолёт, примерно 60 было направлено в авиашколы. Некоторые М-5 прослужили до конца Гражданской войны. До 1923 года гидросамолёт строился серийно, всего было изготовлено около 300 самолётов. Григоровичу удалось воплотить в М-5 высокую мореходность корпуса с отличными лётными данными самолёта. Взлётно-посадочный площадкой для гидросамолёта могла стать водная поверхность с высотой волны до 0,5 м. Днище лодки не «прилипало» к воде и легко отдалялось от неё при взлёте. М-5  оставался на вооружении до 1924 года.
Биплан М-5 являлся дальнейшим развитием технических решений, заложенных в ранее построенных самолётах М-2, М-3, М-4.
Фюзеляж — лодка с деревянным каркасом из ясеня. Обшивка фанерная. Сборка фюзеляжа производилась на латунных шурупах с использованием свинцовых и цинковых белил. Соединения обшивки усиливались фанерными накладками проклепанными медными заклепками. Нижние швы укреплялись медной фольгой, а стыки паялись оловом. Снаружи корпус покрывался бесцветным лаком, а внутри олифой. Также при сборке применялся специальный "морской клей" и особый раствор творога в нашатырном спирте, повышавший гидростойкость конструкции.
Крылья — двухлонжеронные, расчалочные тонкие. Конструкция из сосны. Верхнее и нижнее крылья соединены крестообразно металлическими расчалками, такими расчалками крылья также были соединены с носом лодки.
Хвостовое оперение — крепилось над изогнутой хвостовой частью, на стойках-трубах. Стабилизатор деревянный с подкосами, соединенный металлическими расчалками с килем. Угол установки стабилизатора устанавливался на земле перед полетом. Рули и киль сварены из тонкостенных стальных труб и обтянуты тканью Хвостовое оперение было не жестким, хвост самолета на виражах скручивался и вибрировал от обдува воздушным винтом, но никогда не ломался.
Силовая установка - ротативный двигатель воздушного охлаждения "Гном Моносупап" мощностью 100 л.с. с толкающим воздушным винтом. Двигатель устанавливался на мотораме, расположенной в пространстве между центральными межкрыльевыми стойками. В передней части мотоустановки имелась рукоятка ручного запуска двигателя. Для подачи бензина к двигателю использовался ручной насос, который создавал избыточное давление в топливном баке, размещенным за кабиной пилота.
Технические характеристики
Экипаж: 2
Длина: 8,6 м
Размах крыла: 13,62 м
Высота: 3,4 м
Площадь крыла: 37.90 м²
Масса пустого: 660 кг
Нормальная взлётная масса: 960 кг
Силовая установка: 1 × поршневой Gnome Monosoupape[en]
Мощность двигателей: 1 × 100
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 105 км/ч
Крейсерская скорость: 87
Практический потолок: 3300 м
Скороподъёмность: 78 м/мин
Вооружение:
1 х 7,62-мм пулемёт
бомбы

Tags: Великая Война, Николай II, Россия, Самолёты, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments