Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

"Гигант" крупнейший дирижабль построенный в России


Гигант (рус. дореф. Гигантъ) -- дирижабль полужесткой конструкции, созданный по проекту инженеров А. М. Кованько и А. И. Шабского. Крупнейший управляемый аэростат, построенный в России. В последующие годы управляемые аэростаты такого объёма не создавались. Наибольший из построенных в Советском Союзе дирижаблей, СССР-В6 (Осоавиахим), имел объём лишь 18500 м³.

В 1912 году Военным министерством Российской империи был заказан дирижабль большого объёма по проекту инженеров А. М. Кованько (по другим данным -- П. Н. Сыромятникова) и А. И. Шабского. Строительство дирижабля велось на Балтийском заводе.
Несмотря на начавшуюся Первую мировую войну, строительство корабля было успешно завершено, и в феврале 1915 года начались лётные испытания.
Наряду с "Гигантом", на Ижорском заводе было начато строительство ещё более объёмного дирижабля "Воздушный крейсер" по проекту конструктора Б. В. Голубова и инженера Д. С. Сухоржевского. Объём этого судна составлял 33000 м³. Строительство не было завершено.
К началу войны в частях воздушного флота империи имелось 9 дирижаблей преимущественно мягкой системы, объёмом от 2200 до 10000 м³, имелось несколько эллингов.
Для сборки корабля и заправки его водородом военное министерство выделило большой эллинг в Сализи (местечко близ Гатчины под Петроградом).
Оболочка дирижабля была изготовлена из шелковой прорезиненной ткани, а каркас, располагавшийся в нижней части оболочки, в нижней её трети -- из стальных труб. Три баллонета дирижабля были снабжены вентиляторами системы Сирокко, работавшими от отдельных бензиновых двигателей. Гондола "Гиганта" проходила вдоль всего корпуса дирижабля и была жестко связана с его каркасом. Особенностью конструкции являлось то, что гондола затягивалась тканью и составляла единое целое с оболочкой дирижабля.
По проекту "Гигант" должен был иметь четыре восьмицилиндровых V-образных двигателя с диаметром цилиндра 145 мм и ходом поршня 175 мм. При 1100 об/мин двигатели развивали мощность до 215 л/с. Каждый из двигателей весил 750 кг.
При проектировании А. И. Шабский предусмотрел отдельные двигательные гондолы, что сильно уменьшало лобовое сопротивление. Двигательные гондолы должны были располагаться по бокам дирижабля -- по две с каждой стороны.
Электротехническая часть дирижабля была выполнена на исключительно высоком уровне. На "Гиганте" были впервые применены приборы для графической записи тяги винтов.

В связи с началом войны сборка "Гиганта" была поручена военному воздухоплавателю штабс-капитану Л. А. Липпингу. Рассчитав вес отдельных частей дирижабля, Липпинг пришёл к выводу, что максимальная высота полёта окажется низкой. Поэтому было принято решение снять две задние двигательные гондолы, а две передние -- передвинуть ближе к главной статической вертикали. Ряд исследователей полагают, что в процессе этих переделок не были учтены изменения изгибающего момента, что впоследствии привело к аварии. 10 февраля 1915 года в районе Гатчины начались лётные испытания "Гиганта". Во время первого полёта, на небольшой высоте дирижабль сильно прогнулся в средней части, вращающийся винт зацепился за один из тросов, поддерживающих моторные гондолы. Это привело к тому, что дирижабль прогнулся в средней части и упал на землю.
***
Характеристики
Тип -- полужёсткий
Год постройки -- 1915
Объём, м³ -- 20500  или 28000
Длина, м -- 114  или 150
Макс. диаметр, м -- 17
Число и мощность двигателей, кВТ -- 4×215
Число и объём баллонетов, м³ -- 3×1800
Полезная нагрузка, кг -- 9000
Макс. скорость, км/ч -- 58
Потолок, м -- 2500
Макс. продолжительность полета, ч -- 20
Tags: История, Корабли, Николай II, Россия, Технологии, Фотофакт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments