Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе (II) История

Почти два века назад, в майское солнечное утро 1783 года, в пустынную Ахтиарскую бухту, расположенную на острие юго-западного побережья Крымского полуострова, вошла эскадра кораблей Азовской военной флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А.Клокачева. Грохот якорь-цепей и артиллерийский салют символизировали выполнение рескрипта Екатерины II о включении Крыма в состав Российской империи и о начале создания здесь южного форпоста России – базы создающегося Черноморского флота.

На западном берегу Южной бухты были заложены четыре каменных здания. Одно из них – кузница для ремонта пришедших кораблей — считается первым производственным корпусом предприятия.

Дата закладки первых зданий – 14 июня – является днем рождения города и Севастопольского адмиралтейства – предшественника Севастопольского Морского завода.

У колыбели города-героя и предприятия стояли выдающиеся государственные и военные деятели: императрица Екатерина II, генерал-фельдмаршал князь Г.А.Потемкин, полководец А.В.Суворов, адмиралы Ф.Ф.Ушаков и М.П.Лазарев. Благодаря их активной деятельности Севастополь стал сильной морской крепостью, а Севастопольское адмиралтейство развивало свои мощности, построив, в том числе уникальные пятикамерные сухие доки – крупнейшее гидротехническое сооружение в Европе, позволявшее продлевать жизнь кораблей на долгие годы.

Сложные судоремонтные работы составили главную специализацию предприятия на протяжении всей его деятельности.

Развивалась и судостроительная база. Соорудив три стапеля для постройки парусных кораблей, севастопольские мастеровые своим трудом пополняли молодой Черноморский флот новыми кораблями. Неся дозорную и крейсерную службы, участвуя в морских сражениях, как бриг «Меркурий», в кругосветных плаваниях, как корвет «Оливуца», в исследованиях берегов Черного моря и Дальнего Востока эти корабли прославляли город, флот и Севастопольское адмиралтейство, их построившее.

Мастеровые Адмиралтейства принимали самое активное участие в Крымской войне, ремонтируя корабли, орудия и оружие, изготавливая боеприпасы. Они вливались в ряды защитников города, сражались на бастионах, а для защиты Севастополя от вражеских атак с моря, отдали самое дорогое – свои корабли – плоды творения трудного и великого искусства судостроения.

В память об этом событии, к 50-летию первой обороны Севастополя возвели монумент – памятник Затопленным кораблям, который до сих пор является символом города.

Во второй половине ХIХ века, после Крымской войны, возродившись из руин и пепла, Севастопольское адмиралтейство стало крупным и единственным пароходным предприятием на Черном и Азовском морях с обширной сферой деятельности. Оно активно занималось ремонтом и строительством металлического товарно-пассажирского флота.

В этот же период завод прославился строительством первых для Черного моря трехбашенных эскадренных броненосцев «Чесма» и «Синоп», которые положили начало Черноморскому броненосному флоту. Для ремонта растущего мощного флота были возведены новые цеха и переоборудованы уже существующие. Созданы новые стапели, на одном из которых был построен бронепалубный крейсер «Очаков» с новыми мощными механизмами, котлами и вооружением, а у причальной стенки завода достроен николаевский броненосец «Потемкин» — корабли-герои первой русской революции.

Тяжелый период пережили город, Черноморский флот и Севастопольский Морской Завод (это название он получил в 1921 году) после Первой мировой войны, интервенции и Гражданской войны. Свирепствовал голод, кругом все было разрушено, пустынно в бухтах, у берегов чернели остовы взорванных кораблей. Заводские цеха и склады были разграблены. И только благодаря самоотверженности, трудолюбию и вере севастопольских корабелов завод был восстановлен, а поверженный флот – отремонтирован.

В годы первых пятилеток Севморзавод наряду с судоремонтом продолжал активно заниматься и судостроением. Грузопассажирские теплоходы, сухогрузные пароходы, траулеры, шхуны, тральщики – далеко не полный перечень судов, построенных в тот период.

…22 июня 1941 года. Миллионы людей еще спали, не ведая о страшной беде, а Севастополь уже вступил в бой.

Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война внесла значительные изменения в программу предприятия.

В то время завод оставался единственной крупной производственной базой на Черном море, способной восстанавливать поврежденные врагом корабли различных классов. Под вражескими бомбами и снарядами заводчане, не щадя своей жизни, ковали оружие победы на открытых с воздуха площадках и в подземных штольнях.

Как в осажденном Севастополе, так и на новых местах базирования завода (Туапсе, Поти, Батуми) морзаводцам приходилось работать в условиях, где невозможно провести грань между тылом и фронтом. Каждый раз преодолевая невероятные трудности, испытывая лишения, погибая во имя жизни на земле, заводчане продолжали привержено трудиться, не останавливая производство ни на час.

Тяжелым и героическим был путь, пройденный Севастополем, заводом и Черноморским флотом в период ВОВ. Но уже 1 июня 1944 года над городом разнесся восстановленный и такой долгожданный заводской гудок, который возвестил – Морской завод встает из руин!

Активно участвуя в восстановлении города, морзаводцы приводили в порядок старые и создавали новые  производственные мощности, налаживали оборудование и начинали заниматься своим основным любимым делом – ремонтом и постройкой судов.

В первом послевоенном десятилетии были построены пассажирские катера и паромы типа «Металлист», самоходные баржи, паровые и дизельные шаланды, сетевые заградители. Было спроектировано и построено первое экспедиционное океанографическое судно «Невельской». В числе отремонтированных первая советская антарктическая китобойная флотилия «Слава». Затем ей на смену пришла одна из крупнейших в мире китобаз «Советская Украина», которая более 30 лет ежегодно проходила межрейсовый ремонт на заводе.

На предприятии прошли ремонт, переоборудование и модернизацию многие боевые корабли и подводные лодки как Черноморского, так и Балтийского и Северного флотов. Среди них артиллерийские крейсера, занесенные в список лучших кораблей мира и отмеченные как «шедевры мировой школы кораблестроения».

В судостроительном производстве появляется и активно развивается новое направление – плавкранстроение, зародившееся еще в 50-х годах.

Всего заказчикам было сдано свыше 70 плавучих кранов разной грузоподъемности от 50 до 1600 тонн, в том числе «Черноморец», «Богатырь», «Витязь», «Слава Севастополя», «Севастополец», «Нептун». Строились они с государственным Знаком качества и широко использовались не только в нашей стране, но и в Болгарии, Польше, Румынии и Германии.

Успешно развивается в дальнейшем и судоремонт. В числе отремонтированных были крупнейшие суда рыбопромыслового флота, крупнотоннажные рефрижераторные суда, представители нефтеналивного флота, научно-исследовательские суда. Произведен ремонт противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград», которые по своей эффективности не имели себе равных в отечественном и зарубежном флотах.

Неоднократно побывали в доке авианесущие крейсера. Были переоборудованы и модернизированы первые в мире ракетные крейсера специальной постройки.

Проходили ремонт многие большие противолодочные и десантные корабли, эсминцы, суда специального назначения и корабли других типов и классов. Отремонтированы подводные лодки как старых, так и новых проектов.

Большой вклад в трудовые достижения Севморзавода внесли и машиностроители. Брашпили, вьюшки, лебедки, охладители, конденсаторы, подогреватели, фильтры различных конструкций и это еще не полный список, производимой на предприятии продукции, регулярно поставлялись на все судостроительные заводы бывшего Советского союза и за границу.

Не отставали от них и специалисты «горячих» профессий – литейщики и кузнецы. Был построен новый литейный цех, который позволил значительно расширить производство. Кроме основной продукции они отливали для города бюсты великих флотоводцев и ковали красивые решетки для парков и скверов.

Украина 1992-2013
За эти годы одна из старейших верфей, у причалов которой стояли в прежние годы по два-три корпуса, оказалась в состоянии стагнации. После приватизации и акционирования, перехода от одного владельца к другому от 16-тысячного коллектива осталось всего около двух сотен работников — преимущественно охрана да "управленцы". "Севморзавод" остался практически без заказов, рабочие — без зарплат. Предыдущие владельцы, по сути, банкротили уникальное предприятие


Россия с 2014 года.

28 февраля 2015 — постановлением Правительства Севастополя завод национализирован в пользу города.
26 марта 2015 Севастопольский морской завод стал филиалом северодвинского судостроительного и судоремонтного предприятия "Звёздочка".
3 апреля 2015 Севастопольский морской завод переименован в ГУП "Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе"
4 апреля 2015 Севастопольский морской завод посетил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
По имеющейся информации, часть заказов будет передана от ЦС «Звёздочка» Севморзаводу.
С 21 апреля 2015 завод начал выполнять ремонты кораблей. Тогда же стало известно, что завод будет обслуживать корабли Черноморского флота (за прошедшее время уже удалось выполнить ремонт ряда судов, обеспечить работы на новейшей подлодке ЧФ «Новороссийск»). Для обслуживания подводных лодок и выполнения всех видов их ремонта, включая аварийный, на заводе организовано специальное проектное техническое бюро Черноморского флота.
В июне 2016 г. закончился ремонт (длился восемь месяцев) парусного учебного судна «Херсонес»; другой док покинул средний морской танкер ЧФ «Иман»...








Tags: Крым, Промышленность, Россия сегодня, Севастополь, Судостроение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments