Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Category:

Экибастузский угольный бассейн



Крупнейшее угольное месторождение Казахстана, расположенное в Павлодарской области. Близ бассейна проходят железнодорожная магистраль Павлодар — Астана, канал Иртыш-Караганда и автострада Павлодар — Караганда. Приурочен к замкнутой котловине площадью 155 км² при длине 24 км и максимальной ширине 8,5 км. Общие геологические запасы углей около 10 млрд т. Центр добычи — город Экибастуз.


Открытие месторождения.

В 1886 году Касым Пшембаев открыл месторождение угля. В заявке, поданной хозяину, Пшембаев написал, что пометил он место двумя глыбами соли, которые притащил с соседнего озера. Отсюда и пошло название: «Еки бас туз» — «Две головы соли».
В 1893 году для выяснения благонадежности месторождения в Экибастуз отправляется небольшая поисково-разведочная партия. Однако эта разведка из-за неопытности изыскателей не дала положительных результатов. Весной 1895 года павлодарский купец Деров вместе с Косумом Пшембаевым приступают к новым работам. Разведочный шурф глубиной 6,4 м закладывается в 2,5 км от западной части солёного озера Экибастуз. Пробы угля из этого шурфа показала наличие здесь весьма мощного крутопадающего пласта с хорошей качественной характеристикой. В 1895 году Деров на Экибастузском месторождении закладывает три разведочных шахты (Владимирская, Мариновская, Ольговская).
В 1896 году начальник Западно-Сибирской горной партии А. А. Краснопольский направляет в Экибастуз своего помощника — главного инженера А. К. Мейстера, который в течение четырёх месяцев производит детальную разведку месторождения. Анализ результатов этой разведки оправдал надежность экибастузского угля. Весной 1896 года Деров вводит в строй небольшой угольный разрез. После Мейстера в 1897—1898 годах более детальным исследованием Экибастузского угольного месторождения занимается известный французский горный инженер Жорж де Кателен и Киевский коммерческий банк в лице русского инженера А. Э. Страуса.
В своей книге «Очерки исследований рудных владений А. И. Дерова в Южной Сибири», изданной на французском языке в Париже в 1897 году, Кателен писал:
"Угольное богатство Экибастузского бассейна громадное, мы даже не думаем, чтобы в Европе существовало другое подобное накопление минерального топлива".
Своим исследованием Кателен подчеркнул особенность подземного клада Экибастуза — концентрацию на сравнительно ограниченной площади крупных запасов каменного угля. Тем самым впервые обратил внимание русских горнопромышленников на уникальность Экибастуза и его благоприятные перспективы. В 1898 году на западной стороне озера Экибастуз возникает небольшой населенный пункт под названием Экибастуз.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о Экибастузе:
"Экибаз-Тузское — каменноугольное месторождение в Киргизской степи, Семипалатинской обл., Павлодарского у., в 115 в. от у. г. Павлодара, вокруг небольшого (3 кв. в.) горько-соленого оз. Э.-Туз. Месторождение эксплуатируется Воскресенским горным обществом. Шахт заложено 4. Уголь черный, то блестящий, то матовый, чаще сланцеватого сложения; твердость его довольно значительна; при горении он отделяет смолистый запах. По качеству уголь должен быть отнесен к лучшим. Общий запас (исследованного) угля исчислен в 6500 млн. пд. Добыча в 1900 г. 3705 тыс. пд. В поселке при копях часовня (при ней священник), больница на 6 кроват., родильный покой (живут врач, фельдшеры и акушерка), школа. В 1902 г. добыча приостановлена. Копи соединены с прист. Воскресенской на р. Иртыше особою жел. дорогою"

Развитие угольного бассейна


После Октябрьской революции, в мае 1918 года, В. И. Ленин подписал декрет о национализации предприятий Риддера и Экибастуза. Была начата работа по составлению плана ГОЭЛРО. В одном из разделов плана В. И. Ленин писал:
"Из других месторождений наибольшее значение имеют Экибастузские копи близ Павлодара.
В те годы Экибастуз был самым крупным в Казахстане угольным предприятием".
Президиум ВСНХ 16 марта 1922 года выделил специальные средства на восстановительные работы. Но поднять и развить производство в Экибастузе в те годы стране было не по силам.
***
/// Странно. Великий Советский Союз построивший в 30-е годы только крупных объектов промышленности около 9000 оказался неспособен взять уголь лежащий практически на поверхности.///
***
В 1925 году Экибастузские копи законсервировали, заводы демонтировали, рельсы, оборудование и подвижной состав продали.
***
///Видимо советская власть в то время была настолько богата ресурсами что ей не нужны стали 60 тысяч тонн угля.
А вообще-то эти действия тянут на вредительство в форме экономической диверсии///
***
Строительство экибастузских разреров началось в 1948 году. В 1954 году введён в эксплуатацию разрез № 1 мощностью 3 млн тонн угля в год. А в 1959 году начал работать разрез № 2 мощностью 3 млн тонн угля в год. К этому времени была введена в эксплуатацию Экибастузская ТЭЦ мощностью 18 мегаватт, которая до 1966 года обеспечивала электроэнергией разрезы и город.
В то же время сооружались объекты разреза № 3, ввод которого был осуществлен в 1963 году. Строили его на более прогрессивных проектных решениях: вывозка вскрышных пород и угля предусматривалась электротягой, внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами, более мощные экскаваторы применены на вскрыше, отвале и добыче угля (ЭКГ-4, ЭКГ-4,6, частично ЭКГ-8). Таким образом, в течение 15 лет было построено 3 разреза общей мощностью 9 млн тонн угля в год.
Реконструировались разрезы № 1 и № 2. Произведена замена паровозов на электровозы, построены тяговые подстанции, питающие ЛЭП и контактные сети на железнодорожных путях. Горное оборудование заменено на более производительное (вместо экскаваторов ЭС-3 стали работать ЭКГ-4, ЭКГ-4,6). На всех железнодорожных станциях и постах внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами. Увеличены были мощности ремонтных мастерских. В результате проведенной реконструкции суммарная мощность трёх разрезов возросла в 1966 году до 14 млн тонн угля в год.
В 1964 году началось строительство самого мощного в стране и в мире (на тот момент) разреза «Богатырь». При этом были приняты принципиально новые, самые передовые технические решения. В 1979 году были начаты первоочередные работы по строительству разреза «Восточный» проектной мощностью 30 млн тонн угля в год. В проекте были предусмотрены новейшие технические достижения на тот момент. Впервые на открытых работах применена новая технология угледобычи. Транспортировку угля до погрузочного пункта на поверхности предполагалось осуществлять конвейерами, погрузку угля в вагоны МПС производить не в разрезе, а на станции, находящейся на поверхности, осуществлять усреднение угля по теплотворной способности, что значительно снижало колебание зольности отгружаемого угля, а это имеет большое значение для электростанций, работающих на экибастузских углях.


Tags: История, Преступность, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments