Маслов Александр (brodaga_2) wrote,
Маслов Александр
brodaga_2

Categories:

Индустриализация

Коммуниствующие рассказывают о том, что Сталин открывал огромное кол-во новых промышленных предприятий.
Итак, всего промышленных предприятий по годам:
1900 - 9 412
1908 - 13 937
1915 - 15 922
1926 - 12 985
1935 - 16 461

В 1935 промышленных предприятий на 4% больше, чем в 1915.
Ага это ещё нет данных за первые месяцы 1917-го года.
А всего за 1915 и 1916 годы промышленное производство в Российской Империи выросло более чем в 1,2 раза.
В 1935 промышленных предприятий на 27% больше чем в 1926. Но и это не достижение. "Новые" заводы как правило (но были и исключения) строились на площадках разрушенных  царских заводов в годы Гражданской войны, либо на площадках где при царе начинали строить новые заводы.

Ну и где индустриализация? Может честнее сказать  реконструкция и модернизация?

Но это ещё не всё. расширение производства в эти годы проходило за счёт наращивания количества работников. То-есть экстенсивным путём. В результате чего производительность труда падала, а себестоимость продукции всё время  росла.

По сути реконструкция и модернизация как и сама индустриализация провалилась.

Ну теперь для сравнения рассмотрим царский период.
Рост количества промышленных предприятий за сопоставимый период:
- 1900-1908 рост количества промышленных предприятий в 1,48 раз;
- 1926-1935 рост в 1,27 раз как то бледно по сравнению с царём-тряпкой.
Но это ещё не всё. При царе кроме увеличения количества промышленных предприятий шло и расширение  существующих (шла перманентная реконструкция и модернизация производства). Кроме того росла производительность труда и шло снижение себестоимости продукции за счёт рационализации производства и внедрения новейших на тот момент технологий.
Скажем в металлургии в последние предвоенные года и в царский период Великой войны шло внедрение  электросталеплавильных печей что давало возможность создавать новые марки сталей и сплавов с заранее заданными свойствами и резко снижало количество брака, повышало качество и снижало цену продукции.
Особенно ярко всё это иллюстрирует царский период Великой войны, когда всего-лишь за два года, 1915 и 1916-й  промышленное производство  в стране выросло более чем в 1,2 раза. (А на 1917 и 1918-й рост промышленного производства должен был составить не менее чем в 1,25 раза. как раз в этот период должны были начать работать сотни новых заводов и электростанций которые строились по всей стране).
И достигнуто это было не столько за счёт строительства новых заводов и расширения старых но больше за счёт увеличения производительности труде, снижения себестоимости и внедрения трёхсменного (три смены по 8 часов) режима работы.
Когда завод работал в круглосуточном режиме, менялся только персонал. Надо вспомнить что в остальных крупных воюющих державах шло снижение промышленного производства. Росло только военное производство, но оно не покрывало этого спада.
Франция в годы войны практически полностью прекратила производство новых паровозов и вагонов, производился только ремонт.
А дефицит вагонов и паровозов покрывался за счёт импорта главным образом из США.  Россия в этот период увеличила производство
и паровозов и вагонов. Кроме того резко сократили сроки ремонта. Но количество сломанных паровозов всё равно нарастало.
Война всё-таки, рост грузоперевозок. Но и этот негативный тренд переломили к концу  1916-го года. Когда был резко сокращён заказ на новые паровозы и вагоны и был увеличен заказ на ремонт. Как результат уже весной 1917-го года исправность подвижного состава был выше чем в довоенном 1913-м году.

PS

Ну и весь царский период 1900-1916, 1916 год страна на подъёме и на пороге победы.
Сопоставимый период сталинского времени 1926-1942 годы.
1942 год страна побывала на гране катастрофы которую избежали ценой огромных жертв, напряжения сил и экстраординарными мерами .
Германские армии дошли  Волги, Кавказа, под Москвой, Питер в осаде.  Спад промышленного производства по сравнению с 1940-м годом составил минимум 35%. Как дела обстояли на самом деле неизвестно. Но известно другое. Качество военной продукции в 1942 и 1943-м году было ниже плинтуса. Скажем моторесурс танковых и авиационных двигателей измерялся десятками часов, а ресурс танковых гусениц первыми сотнями километров. Броня тоже была никуда не годной. Порохов (нитроглицериновые пороха вообще не производились, а это заряд для ракетного двигателя снарядов катюш, приходилось в них заряжать  пироксилиновый порох что снижало надёжность и дальнобойность)  и взрывчатых веществ выпускалось крайне мала что привело к снарядному голоду и жестокому нормированию. Когда на основных направлениях на день полагалось 5-6 выстрелов в день, а на второстепенных 1 выстрел в день на орудие и 1 выстрел в 2 дня на миномёт.  Таких жестоких лимитов не было даже в тяжёлом 1915-м году Это привело к катастрофе в начале 1944 года когда первое наше наступление в Белоруссии с решительными, освободить республику, целями немцы буквально утопили в артиллерийском огне.
Ситуацию смогли переломить только в 1944 году когда были созданы основные  транспортные коммуникации со странами союзниками и начались ритмичные поставки по ленд-лизу без задержек и пробок.

Tags: Индустриализация, Николай II, Сталин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment